Якоря и якорные устройства
Якорными устройствами оснащают все крупные парусные суда и яхты в том числе. Малые плавсредства (водные велосипеды, гидроциклы, малые швертботы типа «Оптимист», «Луч» и др.), с ограниченным районом плавания и для плавания в короткие промежутки времени при хорошей погоде обходятся без таких устройств. При ухудшении погоды они просто уходят в укрытие.
Назначение якорного устройства:
- для организации стоянки на открытой акватории (рыбная ловля, производство работ, для пережидания штормовой погоды);
- как тормоз в случаях нежелательного соприкосновения с берегом или мелководьем, когда другие средства (мотор, весла, паруса) не помогают.
Во всех случаях подразумевается, что глубина под судном не превышает длины якорного каната.
Якорное устройство состоит из: якоря, якорного каната, стопорного устройства каната (цепи) и якорной лебедки.
Дополнительно используются: скобы или другие устройства крепления конца якорного каната к судну (утка или другое стопорное устройство); клюзы или полуклюзы, уменьшающие истирание каната при его применении; оборудованное место для хранения якоря и его каната.
Якорная лебедка не обязательна, если якорь не велик и его всегда можно поднять из воды просто физической силой членов команды.
В качестве якорного каната используют любой прочный трос или цепь, или трос с куском якорной цепи у самого якоря (последнее наиболее предпочтительно). Якорная цепь (новая и исправная!) надежно обеспечивает амортизацию рывков на крупном волнении.
Крупная или средняя яхта (водоизмещением 2 тонны и более) должны иметь два якорных устройства и третий запасной якорь.
Как правило, на яхте держат якоря разных размеров. Самый большой якорь («становой») — запасной используют в крайних случаях (авария, шторм); самый малый (называется «верп») используется во всех случаях, когда требуется оперативность использования якорного устройства. Средний якорь — рабочий, используется всегда, когда требуется надежная стоянка без особого наблюдения за работой якорного устройства («стоп-анкер»).
В тяжелых случаях (шторм; стесненные условия стоянки) используют оба якорных устройства.
В самых суровых условиях необходимость заставляет использовать и третий якорь. Тут главное не упустить момент наступления такой необходимости и, следовательно, должно быть организовано наблюдение за развитием событий; при первых признаках, что отданные («Отдать (или положить) якорь!» — эта команда, по которой якорное устройство приводят в действие, т. е. якорь опускают на дно, а якорный канат вытравливают на необходимую длину. Якоря не бросают и тем более не забрасывают во избежание запутывания якорного каната о сам якорь, что может исключить нормальное зацепление якоря за дно и привести к аварии!) якоря ползут — применяют третий якорь.
Способы положения (от слова класть) нескольких якорей
Рис. 5.55.
Гуськом
Рис. 5.56. «На
шпринг». В этом случае судно принимает волну скулой и мягче раскачивается
Рис. 5.57. На два
якоря с носа
Рис. 5.58. На два
якоря с носа и кормы, чтобы судно не рыскало
Запасной якорь применяют в дополнение к показанным способам или используют отдельно, т. е. независимо от более легких якорей. Можно сразу положить один тяжелый якорь вместо нескольких легких.
Перед отдачей якоря необходимо обязательно убедиться в том, что якорный канат надежно соединен как с якорем, так и с судном. Но лучше всего придерживаться правила: хранить якорное устройство в собранном и готовом к применению виде, а именно: якорный канат всегда присоединен к судну и якорю и уложен (в «цепном» ящике («Цепной» ящик — ящик или коробка, или просто место, где хранится готовый к использованию канат (канат с цепью или цепь).) так, чтобы при отдаче не запутывался и расположен на своем штатном месте (Штатное место — место постоянного нахождения того или иного предмета; в данном случае якоря. Штатное место якоря должно быть легко доступно для приведения в действие якорного устройства, должно предохранять якорь от случайных перемещений в любых случаях (шторм, волнение, или производимых на яхте работах).).