Весельные лодки
Достоинства таких лодок - небольшие габариты и вес,
невысокая цена и абсолютная экологическая безопасность. Но есть у них и минусы:
плавание на дальнее расстояние отнимает слишком много времени и сил, а
сколько-нибудь долгое движение в сторону, противоположную сильному ветру или
течению, практически невозможно. Кроме того, в случае резкого ухудшения
погоды на веслах нельзя быстро уйти к берегу.
Моторно-весельные лодки
Для увеличения скорости и дальности
плавания весельные лодки стали оснащать маломощными двигателями (10-15 л.с). У
них появился специальный транец, где такой двигатель может быть закреплен. Все
подобные лодки тихоходные, так что промчаться с ветерком на них не получится. А
вот плыть против ветра и течения вполне можно.
Моторные лодки
Моторные лодки оснащают двигателями
мощностью 50 - 70 л.с. Они практически не ограничены в размерах(длина корпуса
иногда достигает 7 м) и могут быть оснащены сразу двумя моторами (что повышает
не только скорость, но и безопасность плавания). Динамические характеристики
моторных лодок иногда не хуже, чем у катеров.
Корпусные лодки
Корпус такой лодки выполнен из твердого материала:
дерева, дюраля, пластика или алюминиево-магниевого сплава. Главный плюс
корпусных лодок - максимальное внутреннее пространство, по которому они даже при
наличии блоков сохранения плавучести превосходят сходные по габаритам надувные
лодки. Жесткий корпус позволяет размещать и крепить всевозможное
оборудование, снасти, он менее подвержен повреждениям при соприкосновении с
неровностями дна. Недостаток корпусных лодок - невозможность обойтись при
транспортировке без специального автоприцепа.
Катер или моторная лодка?
Где проходит грань, разделяющая моторные
лодки и катера. Раньше считалось так: если стационарный мотор - это катер; если
подвесной - моторная лодка. Но теперь и катера стали оснащать подвесными
моторами. После к катерам стали относить суда, у которых есть система
дистанционного управления (консоль со штурвалом), а к моторкам - у которых
рулевой располагается на самой корме. Но сегодня у многих производителей есть
модификации одной лодки как с первым, так и со вторым типом управления, и
катерами ни одну из них никто не называет.
Наконец, устоялось полуофициальное мнение, что моторку в отличие от катера
можно перенести с суши на воду силами экипажа. Но, согласитесь, от раза к разу
его численность может существенно меняться, так что это тоже не абсолютный
показатель.
Мощность и количество лодочных моторов
Как не ошибиться с
определением оптимальной мощности лодочного мотора?
Для этого следует просуммировать массу лодки, оборудования, пассажиров, багажа и
самого мотора. На каждые 25 кг этой массы должна приходиться 1 л.с. Именно при
таком соотношении лодка уверенно выйдет в режим глиссирования, при котором
происходит наиболее быстрое и одновременно экономичное движение. Для чего на
лодку устанавливают второй двигатель (как правило, значительно меньшей мощности
по сравнению с первым)?
- Во-первых, для увеличения надежности силовой установки, когда
дополнительный двигатель рассматривается исключительно как аварийный.
- Во-вторых, для поддержания высокой скорости в случае значительного
увеличения массы лодки. Например, когда на рыбалку отправляется не один, а
несколько человек.
Приобретение
Корпусная лодка гарантированно потребует от владельца
как средства для перевозки (специальный прицеп), так и место для хранения
(закрытый гараж). С надувными лодками таких проблем, естественно, нет, так
как в сдутом виде они занимают совсем мало места. Если предстоит рыбачить
вдвоем, то надувную лодку длиной менее 4 м покупать не стоит - в меньшем по
размерам «пузыре» вдвоем будет тесновато. Необязательно приобретать лодку в
комплекте с мотором. Можно сначала выбрать подходящий корпус (при этом на его
корме производителем обязательно должен быть предусмотрен транец), а уже затем
докупить к нему сам мотор. Единственное ограничение - во избежание аварии
мощность двигателя не должна превышать паспортную
Регистрация
Лодки регистрируют как маломерные
суда. Если лодка оснащена стационарными двигателями мощностью менее 75
л.с. или подвесными двигателями любой мощности, или это гребная лодка
грузоподъемностью от 100 кг, или байдарка грузоподъемностью от 150 кг, или
надувное судно грузоподъемностью от 225 кг, то регистрацию осуществляют
региональные отделения (государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).
На видные места снаружи и внутри любого маломерного судна владелец обязан
нанести официальные регистрационные знаки, содержащие название или номер судна и
данные о своем месте жительства.