Основными двигателями внутреннего сгорания,
применяемыми в качестве силовых установок на большинстве маломерных
судов являются стационарные и подвесные, двух и четырехтактные
поршневые карбюраторные ДВС. Устройство большей части узлов, систем и механизмов
стационарного четырехтактного карбюраторного двигателя и двухтактного подвесного
лодочного мотора рассматривается в примерах малолитражного
двигателя М - 412 и ПЛМ «Вихрь» (без модификаций), с учетом того, что у всех
двигателей устройство основных узлов принципиально аналогично и они отличаются
только некоторыми конструктивными решениями.
В настоящее время существует пять типов механической установки,
применяемой на маломерных судах:
-
стационарный двигатель, работающий непосредственно на
гребной вал;
-
стационарный двигатель с угловой передачей на гребной
вал;
-
стационарный двигатель с поворотно-откидной колонкой
(Z-образной передачей на винт);
-
стационарный двигатель с водометным движителем;
-
В качестве стационарных двигателей в большинстве
отечественных катеров применяются автомобильные двигатели
общего назначения (рис. 75). конвертированные (от лат.
converto - изменять) в судовые. При конвертации коробка передач
заменяется реверсивно-редукторной муфтой (реверс - редуктором), устройством,
которое служит для изменениям направления вращения гребного вала (передни задний
ход), уменьшения частоты вращения гребного вала. В системы охлаждения и смазки
двигателя вводятся дополнительно водоводяной и водомасляный радиаторы
(холодильники) с целью более эффективного выполнения этими системами своих
функций. Одевается в рубашку водяного охлаждения выхлопной коллектор. Для подачи
забортной воды в указанные системы и на охлаждение коллектора устанавливается
насос забортной воды с фильтром, воздушный фильтр заменяется сетчатым
пламегасителем, устанавливается датчик тахометра для измерения частоты вращения
коленчатого вала, меняется способ крепления двигателя.

Рис. 75. Двигатель М - 412 Э. 1 - крышка
головки цилиндров; 2 - ось коромысел; 3 - распределительный вал; 4 - карбюратор;
5 - впускной трубопровод; 6 - блок цилиндров; 7 - масляный картер; 8 - выпускной
трубопровод; 9 - головка блока