На судах морского флота
судовой журнал является
единственным официальным документом, отражающим непрерывную деятельность судна
как во время плавания, так и на стоянке ( в порту, в доке и т.д.). Форма и
правила ведения журнала утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим полномочия в области мореплавания.
В судовом журнале
записываются в обязательном порядке компасные курсы с указанием времени их
изменения и поправок компаса, отсчеты лага, обсервованные координаты, взятые
пеленги и измеренные расстояния, полученные невязки, направление и сила ветра,
направление и скорость течения, углы сноса от ветра и течения, состояние погоды
и моря, видимость, время включения и выключения судовых огней, атмосферное
давление, температура воздуха и воды, другие имеющие отношение к судовождению
сведения. Кроме того, в журнале отражаются все случаи из судовой жизни, имеющие
отношение к обеспечению безопасности плавания и деятельности судна. Перечень
важнейших сведений, которые должны обязательно заноситься на журнальных листах,
изложен в Правилах ведения журнала. Прокладка на картах сохраняется до окончания
плавания (следующего выхода в море).
На
маломерных
судах, поднадзорных ГИМС России, обязательное ведение судового журнала
не предусмотрено. Несмотря на это, судоводителям современных прогулочных катеров
и яхт, такие журналы целесообразно иметь и вести во время плавания. Наличие
оформленного судового журнала даст возможность восстановить все обстоятельства
плавания и снять возможные претензии или разрешить возникшие недоразумения,
связанные с выходом этого судна в море. При этом прошнурованный журнал
рекомендуется скрепить печатью государственного органа, в котором
зарегистрировано судно.