Определение места судна в море
Ведение счисления во время плавания не исключает возможных ошибок в поправке компаса, учете пройденного расстояния (особенно без наличия на судне лага), а также в учитываемом влиянии ветра и течения. Суммируясь, эти ошибки могут привести к значительным отклонениям фактического нахождения судна в данный момент времени от счисленного на карте места. Поэтому судоводитель должен периодически определять место судна всеми возможными способами, что обеспечит контроль за его движением и исключит влияние неизбежных ошибок при счислении.
При плавании вблизи берегов применяются
навигационные способы определения места судна, основанные на визуальном
наблюдении и измерении навигационных параметров. При плохой видимости, а также
при плавании вдали от берегов место судна определяется с
помощью радиотехнических средств (радиопеленгаторов, радиомаяков, радиолокаторов
и т.п.).
Навигационные параметры - это измеренные углы, пеленги, расстояния до береговых ориентиров, координаты которых известны и эти ориентиры нанесены на карте. При этом ориентирами могут служить вершины гор, мысы, башни и т.п., а также средства навигационного оборудования (СНО) - маяки, знаки, огни и др.
Каждому навигационному параметру соответствует геометрическое
место точек, из которых наблюдатель получает одинаковые результаты наблюдений.
Если соединить эти точки, то полученная линия (прямая, дуга, окружность и т.д.)
называется изолинией. При нанесении на карту измеренных параметров на ней
проводится не вся изолиния, а только ее небольшой отрезок, который называется
линией положения. Если место судна определено пересечением двух или более линий
положения, то оно называется обсервованным местом, а координаты этого места -
обсервованными (φо , λо ).
На карте обсервованное
место обозначается кружком с точкой в центре .
Расхождение между обсервованным и счислимым местом называется невязкой или общим сносом и обозначается буквой С. Невязка определяется направлением от счислимого к обсервованному месту, а также расстоянием и записывается в судовой журнал после каждой обсервации. Например: С = 130° - 2,3 мили. Пример изображения обсервованного места и невязки показан на рис. 213.
Рис. 213. Изображение обсервованного места и невязки на карте.
В некоторых способах определения места судна, наряду с
использованием линий положений, вводятся и элементы счисления. Такие определения
места называются счислимо-обсервованными и на карте обозначаются треугольником с
точкой в центре.
Ошибки при навигационных обсервациях. Точность
определения места судна зависит от совершенства приборов, от вида наблюдений и
выбора ориентиров, от квалификации судоводителя и других факторов. Любое
измерение в море неизбежно сопровождается ошибками, которые можно разделить на
три вида: систематические; случайные; промахи.
Систематические
ошибки возникают в результате неточности определения поправок навигационных
приборов и непостоянства этих поправок, нарушения методики пользования
приборами, неточность их регулировки, а также из-за индивидуальных особенностей
судоводителя. Для устранения этого вида ошибок необходимо тщательно
выверять приборы, систематически проверять и уточнять поправки приборов, строго
выполнять методику наблюдений.
Случайные ошибки не имеют
закономерности и возникают в основном по случайным внешним причинам (качка,
вибрация корпуса, сильный ветер, необычная рефракция и т.п.), из-за
ограниченности органов чувств судоводителя, неизбежных погрешностей
инструментов, предельной точности отсчета шкал и делений. Эти ошибки нельзя
исключить, но их влияние можно уменьшить путем серийных наблюдений с последующим
осреднением результатов (например: берется подряд несколько раз пеленг на маяк,
а затем рассчитывается среднее значение пеленга), систематических тренировок
судоводителя в выполнении навигационных наблюдений в различных погодных
условиях.
Промахи - грубые ошибки (просчеты) во время наблюдений
или обработки результатов. Никаким закономерностям промахи не подчиняются и
могут быть обнаружены только при повторных наблюдениях и вычислениях. Если
своевременно не обнаружить и не устранить допущенные промахи, то они могут
привести к серьезным негативным последствиям - аварии. Поэтому судоводителю
необходимо быть предельно внимательным и сосредоточенным при наблюдениях и
расчетах.
При определении места судна для уменьшения
ошибок следует подбирать ориентиры, дающие линии положения, пересекающиеся под
углом близким к 90° (от 60° до 120°). Без крайн необходимости не рекомендуется
пользоваться ориентирами, линии положений которых пе секаются под углом менее
30° или более 150°. В светлое время суток первым следует пеленговать ориентир,
находящийся на острых ил тупых курсовых углах (ближе к диаметральной плоскости
судна), т.к. пеленг такого ориенти меняется значительно медленнее, чем пеленг на
ориентир близкий к курсовому углу 90°. В ночное время первым пеленгуется
ориентир, который хуже виден и требует большего вн мания для пеленгования. На
большой скорости при определении места по двум ориентирам пеленг первого
ориентира берется дважды (до и после пеленгования второго ориентира), затем
полученные значения осредняются:
Если место определяется по трем ориентирам, то следует взять 5
пеленгов и привести их к одному моменту. С этой целью в намеченной заранее
последовательности берутся подряд пеленги всех трех ориентиров, замечается время
и отсчет лага (если он есть), а затем повторно пеленгуются второй и первый
ориентиры. Значения этих двух пеленгов осредняются. После приведения пеленгов к
одному моменту, рассчитываются истинные пеленги и на карте проводятся линии
положений. Если место судна определяется по расстоянию до ориентиров, то первым
измеряется расстояние близкое к траверзу (курсовому углу близкому к 90°), т.к.
расстояние до него изменяется медленнее. Точность определения места судна
зависит также и от быстроты выполнения операций (пеленгование, измерение углов,
определение расстояний).
Определение места судна по двум пеленгам
Этот способ прост и наиболее широко применяется в
практике.
Соблюдая правила выбора ориентиров и порядок их пеленгования,
судоводитель берет по компасу с помощью пеленгатора два пеленга, рассчитывает
истинные пеленги и проводит на карте две линии положения. Полученная точка
пересечения и есть обсервованное место (рис. 214), которое
обозначается известным способом, а рядом записывается время обсервации (в
числителе) с точностью до минуты и отсчет лага (если он есть на судне) с
точностью до 0,1 (в знаменателе).
Определение места судна по расстояниям
Определение расстояния. Расстояние до ориентира определяется с помощью дальномера, бинокля с сеткой, либо по вертикальному углу, измеренному с помощью секстана. На судах, оборудованных радиолокационными станциями, расстояния определяются с помощью этих РЛС.
Комбинированные способы определения места судна
По пеленгу и расстоянию. Этот способ применяется в тех случаях, когда в пределах видимости находится только один ориентир, нанесенный на карте. Сущность способа заключается в том, что, измерив расстояние до ориентира и взяв на него пеленг по компасу, обсервованное место получается в точке пересечения двух линий положения - пеленга и дуги окружности (рис. 220).
Определение места судна по крюйс-пеленгу
Этот способ применяется в случаях, когда виден только один
ориентир, расстояние до которого измерить не представляется возможным. Сущность
состоит в том, что ориентир пеленгуется дважды в различные моменты времени и
место судна определяется на момент взятия второго пеленга. При этом определение
производится с учетом курса и пройденного расстояния за время между
пеленгованиями. Полученное место судна называется счислимо-обсервованным и
обозначается на карте треугольником в месте пересечения линий положения .
Опознание места судна по глубинам
По линии положения и изобате. В районах плавания с равномерно изменяющимися глубинами, нанесенные на карте (плане) изобаты можно использовать в качестве дополнительной линии положения - изолиния. В этом случае, когда в поле зрения находится только один ориентир, на него берется пеленг или измеряется (рассчитывается) расстояние и на карте прокладывается соответствующая линия положения.