Кулачковый стопор
Кулачковый стопор выполняет точно такую же задачу как однорогая утка. Однако, это более сложное и менее надежное устройство. Достоинство кулачкового стопора состоит в его высокой оперативности работы. Шкот очень быстро крепится и отдается.
Рис. 5.6. Кулачковый стопор (вид сверху)
Как правило кулачковые стопоры применяют на парусных судах как устройство, взаимозаменяемое с уткой однорогой, хотя используют утку и стопор независимо друг от друга.
Хорошо иметь рядом одновременно и, утку и, стопор. Под пустотелым основанием или в пустотелых кулачках расположены пружины, слегка сжимающие кулачки с целью обеспечения достаточного начального трения.
Для закрепления шкота в стопоре достаточно в момент натягивания ХК (ходовой конец) ввести его сверху вниз между кулачками. При снятии нагрузки с ХК кулачки зажмут шкот между собой и все усилие с КК (коренной конец снасти) будет передано на основание и палубу. Для освобождения и стравливания шкота достаточно легкого рывка ХК шкота вверх.
Коренной конец снасти (веревки) — закрепленный ее конец или неучаствующий в
манипуляциях.
Ходовой конец снасти (веревки) — тот ее конец, которым
манипулируют при работе со снастью или при вязке узлов.
Лучшим материалом для изготовления стопора являются: нержавеющая сталь для основания и алюминиевые сплавы для кулачков.