animateMainmenucolor

1 вариант мотолодки Прогресс с крыльями

Форма заднего крыла в предлагаемом варианте мотолодки "Прогресс" (автор Г. Гонченко) была выбрана с таким условием, чтобы крыло можно было в поднятом положении спрятать за транец, а в рабочем — сохранить невозмущенный поток, необходимый для нормальной работы гребного винта. Схема установки приведена на рис. 16.

Рис. 16. Схема установки крыльев на корпусе "Прогресса"

Переднее крыло стреловидной формы с размахом 1108 мм и приваренными подкрылками, которые при движении идут над поверхностью воды и при встрече с попутной волной противодействуют зарыванию мотолодки (рис. 17).

Рис. 17. Переднее крыло (профиль)

Благодаря механизму изменения угла атаки крыла, для выхода на крыльевой режим при полной загрузке достаточно 15-20 метров. После выхода с помощью рукоятки крыло возвращается в исходное положение, при котором угол атаки соответствует максимальной скорости движения. Угол атаки заднего крыла после подбора оптимального значения изменяется очень редко; им, в основном, компенсируется нарушение центровки мотолодки. Для устойчивости на курсе в крыльевом режиме и уменьшения радиуса циркуляции по центру приваривается «перо», которое значительно улучшает управляемость мотолодки. Без «пера» лодка плохо слушается штурвала, а при повороте нужно снижать скорость. Радиус циркуляции после установки «пера» при скорости 50 км/час составляет около 100 м.

При подходе к берегу поднимается только переднее крыло, на что достаточно 10 секунд. Стреловидность крыла частично избавляет от налипания водорослей. Регулируемый угол атаки позволяет мотолодке двигаться на подводных крыльях в широком диапазоне скоростей — увеличение угла и уменьшение оборотов двигателя дает минимальную скорость и, наоборот. Увеличить или уменьшить угол атаки крыльев можно во время движения, вращая рукоятки, расположенные под углом крепления штурвала (рис. 18,19). Произвольное изменение углов атаки исключается самоторможением винтовой передачи.

Рис. 18. Верхний (I) и нижний (II) узлы переднего крыла.
1 - труба; 2 - штифт конический; 3 - бронзовая втулка; 4 - шайба; 5 - обшивка борта; 6 - болт; 7 - бронзовая шайба; 8 - фланец; 9 - стойка крыт; 10 - корпус; 11 - рычаг подъемника; 12 - гайка; 13 - сварка; 14 - корпус; 15 - рейка-толкатель; 16 - болт; 17 - вал-шестерня; 18 - сальник-уплотнителъ.

Рис. 19. Схема управления передним крылом.
1 - рукоятка управления углом атаки; 2 - шарнир Гука; 3 - ходовой винт; 4 - зубчатая рейка-толкатель; 5 - вал-шестерня; 6 - рычаг; 7 - рычаг подъемника; 8 - стойка крыш; 9 - гайка; 10 - штурвал; 11 - компенсационные пружины; 12 - ролик; 13 - трос подъемника; 14 - рукоятка-стопор подъемника; 15 - барабан; 16 - кронштейн

Благодаря тому, что крылья подъемные, можно причаливать практически к любому берегу, а во время стоянки у берега с мягким грунтом крыло при желании можно опустить: врезаясь в грунт, как нож бульдозера, оно надежно удерживает мотолодку. Заднее крыло (рис. 20, 21) в случае необходимости, поднимается выше уровня днища, что позволяет мотолодке двигаться в глиссирующем режиме, а также проходить заросшие водоемы и участки с неизвестными глубинами.

Рис. 20. Схема управления задним крылом
1 - втулка; 2 - заднее крыло; 3 - винт; 4 - гайка-толкатель; 5 - отверстие для фиксации крыла в поднятом положении; 6 - направляющая; 7 - выносной кронштейн; 8 - рукоятка управления углом атаки; 9 - велосипедная цепь.

Рис. 21. Заднее крыло (профиль)


С винтом диаметром 240 мм (шаг 410 мм) с одним человеком и 130 кг груза скорость составляет 70 км/час; с винтом диаметром 240 мм (шаг 380 мм) с пятью человеками на борту и 130 кг груза - 62 км/час (во всех случаях использовался мотор "Вихрь-30"). При установке на лодку мотора "Нептун-23" со штатным полированным винтом с тремя человеками на борту - 55 км/час. Мотор крепится на выносном кронштейне, транец при этом дополнительно подкрепляется; глубина погружения винта не регулируется: мотор в крыльевом и глиссирующем режиме имеет постоянную высоту крепления на транце. При движении на крыльях кавитации не наблюдается. При плавании в крыльевом режиме необходимо внимательно следить за оборотами двигателя, так как не исключена возможность превышения допустимого числа оборотов и выхода двигателя из строя.