animateMainmenucolor

Отечественный гоночный швертбот «М»

Описание отечественного гоночного швертбота «М»

  • Тип — бермудский ШЛЮП
  • L ≈ 6,5 м; B = 1,85 м
  • T = 0,2 м — корпусом, ≈ 1,25 м — швертом
  • Вес яхты около 500 кг.

Характерные качества: Корпус и рангоут деревянные: обшивка реечная на смоле ВИАМ-БЗ (применялась в авиастроении), палуба фанерная.

Парусное вооружение — бермудский шлюп и доп. спинакер. Гоночный экипаж 3 человека: рулевой, шкотовый и баковый. Швертбот имел площадь парусности около 26 м2 (грот + стаксель) и летучую трапецию для эффективного откренивания. Кокпит яхты был в виде узкого выреза в палубе, что предотвращало заливание швертбота при его положении мачтой на воду.

Швертбот был очень удобен и для практического обучения навыкам управления и гонок. Два обученных яхтсмена эффективно передавали свой опыт еще одному или двум новичкам за весьма короткое время. М-ка — турист и гонщик, все запасы легко размещались внутри обширного пространства под палубой.

Там же или на палубе под чехлом можно было организовать ночлег. Было изготовлено и эксплуатировалось до десятка модификаций этой великолепной, бурно развивавшейся и совершенствовавшейся яхты. В результате первые модели яхты стали не конкурентоспособными с последующими. Как монотип, класс «М» убил сам себя и не смотря на свою популярность и массовость, сошел с дистанций гонок и прекратил свое существование.

Однако кое-где еще сохранились корпуса этих великолепных яхт и иногда используются для их переделки в туристические и крейсерские яхты. «Больным местом» всех более или менее крупных швертботов (L ≥ 5 м) является швертовый колодец, с которым подвижно соединен шверт; и подъемный руль, где подвижно соединены баллерная коробка и перо руля. Этот недостаток устраняется устройствами фиксации шверта к корпусу яхты и пера руля в баллерной коробке.


Рис. 2.8. Гоночный швертбот «М» (рисунок-схема)

Основы парусного дела

Любой создатель парусного судна (корабля, яхты) всегда сталкивается с противоречивыми желаниями. Хочется, чтобы парусное судно было самым быстрым — значит, должна быть большая площадь парусности и большая длина судна. Не вдаваясь в историю развития кораблестроения и яхтостроения в частности, сообщим, что современные яхты в большинстве своем (в большинстве — значит у многих людей получили одобрение) могут наилучшим образом ходить круто к ветру и используя технологию лавировки, выбираться на ветер, что означает реализацию движения за счет силы ветра по направлению против ветра.