В целях поддержания маломерного судна, как и любого транспортного средства, строю, своевременного выявления и устранения неисправностей и дефектов в механизмах, устройствах и системах, проводится его техническое обслуживание, которое по характеру и объёму выполняемых работ подразделяется на осмотры и ремонты.
В период интенсивной эксплуатации судна рекомендуется проводить его осмотр и проверку работы устройств и систем net выходом (ежедневно) и один раз в месяц. Перед выходом (ежедневно) необходимо произвести:-
наружный осмотр корпуса, оборудования, обшивки, горловин на предмет отсутствия водотечности, трещин, грязи, потеков масла и топлива;
-
проверку присоединения, крепления и нулевых показаний контрольно-измерительных приборов;
-
наружный осмотр двигателя, систем и устройств, опробование двигателя в течение 3-5 м;
-
проверку дистанционного управления рулем перекладкой с борта на борт (35°);
-
проверку леерных ограждений (фальшборта);
-
устранение неисправностей, выявленных при осмотре;
-
дозаправку ГСМ.
Один раз в месяц, кроме указанного ранее объема работ, рекомендуется:
-
проверить состояние нижних листов переборок в труднодоступных местах, очистить от ржавчины, гнили, провести работы по защите от коррозии;
-
смазать все трущиеся поверхности деталей;
-
проверить штуртросы на отсутствие порванных каболок;
-
проверить сопротивление изоляции (на судах, оборудованных стационарной схемой электрооборудования);
проверить состояние АБ (уровень электролита и его плотность); -
проверить состояние сальников трубопроводов, кабелей, проходящих через водонепроницаемые переборки;
-
провести работы по устранению выявленных неисправностей
Если эксплуатация механической установки не планируется в течение трех и более месяцев произвести ее консервацию в соответствии с требованиями завода - изготовителя
В период капитального и среднего ремонтов могут проводиться и различного рода модернизационные работы.
Основные этапы ремонта: дефектация (определение технического состояния судна, его устройств и систем, состава и объема операций по восстановлению), составление ремонтных ведомостей по ее результатам, демонтаж деталей, работы по их восстановлению, сборка, прием судовладельцем произведенных заводом работ по ремонту. Для проведения доковых работ судно поднимают в док или на слип.
Док - искусственное сооружение для осушения судов. Подразделяются на сухие, плавучие, наливные, строительные и т.д.
Докование - совокупность операций по извлечению судна из воды для осмотра или ремонта его подводной части. Осуществляется с помощью сухих или плавучих доков, слипов, вертикальных судоподъемников.
Слип - подъемно-спусковое приспособление для подъема на берег и спуска судов на судовых тележках по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводную и подводную части. Длина подводной части рельсовых путей должна обеспечивать такое погружение тележек, чтобы плавающее судно могло как свободно входить на них. так и всплывать после спуска. Подъем и спуск тележек производится с помощью лебедок и тросов. В зависимости от положения судна по отношению к направлению спуска (подъема) различают продольный и поперечный слипы. В период ремонта производятся, как правило, и наиболее объемные работы по защите корпуса, устройств, систем от коррозии, а также обязательно очистка и покраска подводной части. Для защиты металлических конструкций от коррозии, деревянных - от гниения (поражения древоточцами) и подводной части судов, кроме того, от обрастания водными организмами применяются лакокрасочные покрытия.