animateMainmenucolor

Судовые такелажные работы

Вся совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи и т.д.) для крепления рангоута, управленю парусами, грузоподъемных работ, подъема» спуска флага, сигналов и т.д. называется такелажем.

Принято деление такелажа на стоячий (крепление неподвижных частей рангоута - мачт, стеньг - ванты, штаги, фордуны) и бегучий (перемещение подвижных частей рангоута и парусов - фалы, брасы, шкоты, топенанты). Отсюда - все работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на судах, носят название такелажных работ.

Они включают в себя изготовление огонов, сплеснем и матов, вязание узлов, постановку бензелей и мусингов, тренцевание и клетневание тросов, плетение матов и мягких кранцев, изготовление грузовых сеток и стропов и т.п. Выполняются указанные работы с помощью такелажного инструмента - сваек, драйков, лопаток, мушкелей, полумушкелей (рис. 64).

Рис. 64. Такелажный инструмент: свайка, мушкель, полумушкель, и немедленно вызвать врача. лопатка, драек.

К предметам такелажного снабжения на маломерных судах относятся:

  • блок (рис. 65) - часть простейшего подъемного приспособления (само приспособление) в виде шкива с желобом по окружности для троса, каната, цепи. Бывают различных размеров, металлические и деревянные, одно, двух и многошкивные, с откидной щекой (канифас-блок);
  • гак (рис. 67, 68) -стальной крюк, используемый на судах для различных целей (подъема и крепления груза, в леерных и других устройствах и т.д.);
  • скоба (рис. 66) - металлический стержень, изогнутый в форме подковы, концы (лапки) которого соединяются штырем (болтом), имеющим с одной стороны головку, с другой - резьбу, чеку или шплинт, служит для соединения частей тросов такелажных цепей и их крепления к корпусным конструкциям и рангоуту, наращивания буксирных тросов, присоединения якорей к цепям;
  • обух - болт, имеющий головку с проушиной или неподвижным кольцом, в которое иногда заделывается рым, служит для крепления оснастки грузовых устройств и парусного вооружения, крепления грузов или различных предметов к палубе или переборкам;
  • рым- металлическое кольцо круглой или овальной формы, продетое в обух, закрепленный на прочной судовой или береговой конструкции и служащий для закладывания в него судовых снастей;
  • коуш- круглая, каплевидная или треугольная оправка из пластмассы или металла с желобом на наружной стороне, служит для обводки вокруг нее петли троса (каната) с целью уменьшения его истирания, применяется для крепления тросов (канатов) к конструкциям или такелажу судна;
    такелажная цепь - цепь, изготовленная из мягкого сварочного железа без распорок, делятся на короткоэвенные (длина звена не более 5,5 калибров) и длиннозвенные (длина звена более 5,5 калибров);
  • талреп (рис. 69) - приспособление для натягивания стоячего такелажа, разделяются на тросовые и винтовые;
  • трос (рис. 70) - общее наименование канатно - веревочных изделий из растительных и искусственных волокнистых материалов, а также из стальной проволоки. Растительные тросы делают из волокон конопли (пеньковые), бананового дерева (ма-нильские). оболочки кокосовых орехов (кокосовые), агавы (сизальские).

Рис 65. Блок для грузовых шкентелей

Рис. 66. Скоба такелажная

Рис. 67. Характерные размеры гаков

Рис. 68. Характерные виды гаков

Рис. 69. Талрепы, а - тросовый; б — винтовые

Рис. 70. Виды тросов, а - пеньковый тросовой работы; б - пень ковый кабел. работы; в - металлический кабел. работы; г - проеолоч. жесткий; д - проеолоч. мягкий; 1 - волокна; 2 - каболки; 3 - пряди; 4 — стренди.

Каждый трос состоит из каболок, которые свиваются в пряди, пряди свиваются в стренди, к уже из них свивается сам трос. По способу изготовления тросы бывают прямого и обратного спуска или. соответственно, тросовой ипи кабельной работы. Если волокна свиваются справа налево, каболки - слева направо, пряди - справа налево, а стренди - снова слева направо - такой трос называют тросом прямого спуска. Если свивка волокон, каболок, прядей и стрендей ведут в обратной последовательности, то это будет трос обратного спуска. Такой порядок свивки придает тросу округлую форму и препятствует раскручиванию. Основной характеристикой троса служит его разрывная крепость.

Разрывная крепость - это минимальная нагрузка (усилие) при которой трос разрывается, рабочая крепость - максимальная нагрузка (усилие) при которой трос может долго и безопасно работать без нарушения его структуры. Для обеспечения достаточного запасе прочности принято считать рабочую крепость равной 1/6 разрывной, а если трос подвержен различным переменным напряжениям, рывкам - то 1/10 разрывной. Для расчетов разрывной и рабочей прочности тросов с точностью, достаточной для целей судовождения, можно пользоваться приближенными формулами, составленными на основе опытных данных.

Судоводителю при использовании различных тросов при такелажных работах рекомендуется помнить, что:

  • четырехпрядный трос слабее трехпрядного на 20%;
  • смоленый трос слабее бельного на 25%;
  • кокосовый трос слабее смоленых пеньковых в 4 раза;
  • сизальский трос слабее манильского на 20-25%;
  • любой, даже хорошо сделанный сплесень, уменьшает крепость на 10%.
  • мокрый трос во всех случаях слабее сухого

Такелажная цепь примерно в 3 раза прочнее стального троса и в 8 раз - пенькового (при одинаковой толщине). Диаметры шкивов, через которые пропускаются такелажные цепи, должны быть не менее 30 калибров цепи, а диаметр шкивов для цепей у кранов - 40 калибров цепи. Для приближенного определения рабочей крепости такелажной цепи можно пользоваться формулой:

Р = 10 d2, где d - калибр такелажной цепи.

Рабочая крепость цепи - 25% от разрывной. Для цепей, испытывающих динамические нагрузки, рабочая крепость уменьшается на 50%.

Рабочую крепость рымов и обухов приближенно определяют по формулам :

для рымов Р = 4d2 , для обухов Р — 10d2,

где d - диаметр рыма (обуха).

Различные способы соединения концов растительных или иных тросов между собой, а также различные петли и другие способы крепления людей, инструмента, различных предметов и т.п., принятые на судах, называют морскими узлами. Наиболее применяемые в практике морские узлы приведены на рис. 71( Морские узлы) и особых пояснений не требуют. Навыки завязывания и использования узлов приобретаются только в результате тренировки.