Расчет баланса кренящего (Мкр) и восстанавливающего моментов (Мв) из условия Мв > Мкр
Все расчеты по теоретическому четрежу яхты.
Мв = 21,06 × 5 + 31,2 × 7 + 84,24 × 10 + 100 × 7 + 870 × 55 + 674 × 50 + 339 × 52 + 750 × 48 + 500 × 5 + 80 × 15 + 60 × 20 + 54 × 10 + 66 × 10 + 45 × 45 + 25 × 10 + 6 × 15 + 50 × 12 + 10 × 15 + 60 × 15 + 30 × 30 + 70 × 30 + 78 × 45 + 560 × 70 + 30 × 30 = 193759,1 ≈ 193700;
Мкр = 460 × 25 + 12 × 30 + 50 × 15 + 12 × 30 + 20 ×
30 + 12 × 30 + 66 × 350 + 72 × 300 + 25 × 95 × 16 × 260 = 65165 ≈
70000;
Мв — Мкр = ∆М = 193000 — 70000 = 123000 кг у.
е.
(Примечание у. е. = 1 мм теоретического чертежа в Ml : 20 или 20 мм в натуре.)
Т. е. 123000 кг у. е. = 123000 × 20 : 1000 = 2460,0 кгм, что соответствует 2460,0 : 11 м = 223,6 кг на топе мачты.
Полагая расчет завышенным, выполним перерасчет баланса с учетом изменения масс днищевых участков №1, 2, 3, а также наличие гидроцилиндра, подмачтового пилерса и ограждение палубы релингом:
Элемент конструкции |
Площадь S, м2 |
Толщина t, мм |
Масса m, кг |
Весовой КФТ, у. е. |
25. Обшивка (вместо п. 3): |
1,6 × 10,5 × 0,8 = 13,5 |
15 |
1572,5 |
+55 |
26. Гидроцилиндр |
- |
- |
50 |
-10 |
27. Пилерс |
2,4 м |
- |
18,7 |
+5 |
28. Релинги |
Ø25 труба 1 = 40 м |
2,0 |
45 |
-45 |
Учтем разницу в Мв по обшивке:
Мв обш — Мв обш = (870 × 55 + 674 × 50 + 339 × 52 + 750 × 48 + 500 × 5 + 80 × 15) — (1572,5 × 55 + 500 × 50 + 374,5 × 5 + 53 × 15) = 47223.
Поправка к Мв — Мкр составит:
-50 × 10 + 18,7 × 5 — 45 × 45 = -2432.
Таким образом вновь полученное
Мв — Мкр = 123000 — 47223 — 2432 ≈ 73000 и далее 73000 кг у. е. соответствует 73000 : 50 = 1460 кг/м или 1460 : 11 м > 100 кг на топе мачты, что приемлемо.
Проверим этот баланс по методике журнала «Катера и яхты» №36 (1972 год).
Ра = 1,28 × 10-1 кгс2/м4 — массовая плотность воздуха; S = 53,7 м2 — площадь основных парусов;
lкр = Zцп + 0,4 × Тшв = 54 + 0,4 × 20 = 62 дм = 6,2 м — плечо кренящего момента (Мкр);
Vв — скорость вымпельного ветра; F — сила давления ветра на паруса.
Вычислим для
значений:
Vв1 = 6 м/с (≈ 3 балла по шкале Бофорта);
Vв2 = 9 м/с (≈ 5 баллов по шкале Бофорта);
Vв3 = 12 м/с (≈ 6 баллов по шкале Бофорта);
F1 = 3,437 × 36 = 123,7; F2 = 3,437 × 81 = 278,4; F3 = 3,437 × 144 = 494,9.
Коэффициент «Джимкрака» — Куz.
Сила крена: Fyz = Куz × F.
Кренящий момент Мкр = lкр × Fyz = lкр × Куz × F.
Угол крена: Θ°.
Для построения кривых кренящего момента Мкр (Θ°, F) произведем расчеты для Vв1, Vв2 и Vв3, сведем их в таблицу:
Θ° |
Куz |
(Vв1 = 6 м/с) Мкр1, кгм |
Vв2 = 9 м/с) Мкр2, кгм |
(Vв3 = 12 м/с) Мкр3, кгм |
0 |
0,496 |
380,5 |
856,1 |
1522,1 |
10 |
0,419 |
321,5 |
723,3 |
1285,9 |
20 |
0,313 |
263,2 |
592,0 |
1052,8 |
30 |
0,270 |
207,2 |
466,2 |
828,9 |
40 |
0,201 |
154,2 |
370,0 |
616,9 |
Расчет кривой восстанавливающего момента Мв:
Мв = V × h0 × sinΘ,
где Θ° — угол крена, h0 — метацентрическая высота (из теоретического чертежа)
Θ° |
Мв, кгм |
0 |
0 |
10 |
320 |
20 |
643 |
30 |
940 |
40 |
1184 |
50 |
1410 |
60 |
1617 |
70 |
1767 |
80 |
1850 |
90 |
1880 |
Графики Мв (Θ) и Мкр (Θ)
Из рассмотрения графиков:
Мв (Θ) и Мкр (Θ, Vв) следует, что яхта не только сохраняет остойчивость, но и имеет большой запас восстанавливающего момента при скорости ветра 12 м/с и полной парусности 53,7 м2.
Мв— Мкр = ∆Мв = 1500 — 200 = 1300 кгм, что соответствует 1500 : 11 м = 118 кг на топе мачты при положении: яхта на боку. Это вполне приемлемая остойчивость, что совпадает с предыдущим расчетом.
Однако проверим соответствие соотношения рекомендациям «К и Я» №36 график рис. 2:
Вывод: для яхты длиной 10 м соотношение «19» не соответствует пределам допуска: «14 ÷ 17», т. е. требуется уменьшить площадь парусности или увеличить водоизмещение.
При этом следует иметь ввиду, что допуск «14 ÷ 17» достаточно условен и имеется возможность взятия рифов. При уменьшении парусности на 20 % соотношение становится равным 15,2, что вполне допустимо.
Вычислим соотношение Рфк/Vх100%, где Рфк = mшв + mдн = 560 + 1572,5 = 2130 кг
Вычислим соотношение
Сравнивая критерии V, S, lкр, , h0, Θвх° проектируемой яхты с
яхтами, приведенными в табл. 2 журнала «К и Я» №36 (стр. 30) приходим к выводу,
что проектируемая яхта не только вписывается в систему параметров, но и
превосходит их в части
, Θвх°
и Θ° для ветра 6, 9 и 12 м/с.
Перерасчет массы корпуса:
|
I вер |
II вер |
1. Обшивка: |
1883 |
1572,5 |
2. Гидроцилиндр |
0 |
50 |
3. Пилерс |
0 |
18,7 |
4. Релинги |
0 |
45 |
Σ |
3673 |
3074 |
∆m = -600 кг
Т. е. водоизмещение с учетом изменений составит V = 5900 — 600 = 5300 кг.