animateMainmenucolor
Главная / Яхты / Парусные суда, яхты / Самостоятельная постройка яхт / Расчеты / Расчет баланса кренящего и восстанавливающего моментов

Расчет баланса кренящего и восстанавливающего моментов

Расчет баланса кренящего (Мкр) и восстанавливающего моментов (Мв) из условия Мв > Мкр

Все расчеты по теоретическому четрежу яхты.

Мв = 21,06 × 5 + 31,2 × 7 + 84,24 × 10 + 100 × 7 + 870 × 55 + 674 × 50 + 339 × 52 + 750 × 48 + 500 × 5 + 80 × 15 + 60 × 20 + 54 × 10 + 66 × 10 + 45 × 45 + 25 × 10 + 6 × 15 + 50 × 12 + 10 × 15 + 60 × 15 + 30 × 30 + 70 × 30 + 78 × 45 + 560 × 70 + 30 × 30 = 193759,1 ≈ 193700;

Мкр = 460 × 25 + 12 × 30 + 50 × 15 + 12 × 30 + 20 × 30 + 12 × 30 + 66 × 350 + 72 × 300 + 25 × 95 × 16 × 260 = 65165 ≈ 70000;
Мв — Мкр = ∆М = 193000 — 70000 = 123000 кг у. е.

(Примечание у. е. = 1 мм теоретического чертежа в Ml : 20 или 20 мм в натуре.)

Т. е. 123000 кг у. е. = 123000 × 20 : 1000 = 2460,0 кгм, что соответствует 2460,0 : 11 м = 223,6 кг на топе мачты.

Полагая расчет завышенным, выполним перерасчет баланса с учетом изменения масс днищевых участков №1, 2, 3, а также наличие гидроцилиндра, подмачтового пилерса и ограждение палубы релингом:

Элемент конструкции

Площадь S, м2

Толщина t, мм

Масса m, кг

Весовой КФТ, у. е.

25. Обшивка (вместо п. 3):
- днище
- скула (2 шт.)
- борт (2 шт.)
- палуба
- кокпит


1,6 × 10,5 × 0,8 = 13,5
0,8 × 10 × 2 = 16
0,8 × 10 × 2 = 16
3,5 × 10,5 × 0,8 = 29,4
1,2 × 2,8 = 3,4


15
4
3
2
2


1572,5
500
374,44
460
53,0


+55
+50
+5
-25
+15

26. Гидроцилиндр

-

-

50

-10

27. Пилерс

2,4 м

-

18,7

+5

28. Релинги

Ø25 труба 1 = 40 м

2,0

45

-45

Учтем разницу в Мв по обшивке:

Мв обш — Мв обш = (870 × 55 + 674 × 50 + 339 × 52 + 750 × 48 + 500 × 5 + 80 × 15) — (1572,5 × 55 + 500 × 50 + 374,5 × 5 + 53 × 15) = 47223.

Поправка к Мв — Мкр составит:

-50 × 10 + 18,7 × 5 — 45 × 45 = -2432.

Таким образом вновь полученное

Мв — Мкр = 123000 — 47223 — 2432 ≈ 73000 и далее 73000 кг у. е. соответствует 73000 : 50 = 1460 кг/м или 1460 : 11 м > 100 кг на топе мачты, что приемлемо.

Проверим этот баланс по методике журнала «Катера и яхты» №36 (1972 год).

Ра = 1,28 × 10-1 кгс2/м4 — массовая плотность воздуха; S = 53,7 м2 — площадь основных парусов;

lкр = Zцп + 0,4 × Тшв = 54 + 0,4 × 20 = 62 дм = 6,2 м — плечо кренящего момента (Мкр);

Vв — скорость вымпельного ветра; F — сила давления ветра на паруса.

Вычислим для значений:

Vв1 = 6 м/с (≈ 3 балла по шкале Бофорта);

Vв2 = 9 м/с (≈ 5 баллов по шкале Бофорта);

Vв3 = 12 м/с (≈ 6 баллов по шкале Бофорта);

F1 = 3,437 × 36 = 123,7; F2 = 3,437 × 81 = 278,4; F3 = 3,437 × 144 = 494,9.

Коэффициент «Джимкрака» — Куz.

Сила крена: Fyz = Куz × F.

Кренящий момент Мкр = lкр × Fyz = lкр × Куz × F.

Угол крена: Θ°.

Для построения кривых кренящего момента Мкр (Θ°, F) произведем расчеты для Vв1, Vв2 и Vв3, сведем их в таблицу:

Θ°

Куz

(Vв1 = 6 м/с)

Мкр1, кгм

Vв2 = 9 м/с)

Мкр2, кгм

(Vв3 = 12 м/с)

Мкр3, кгм

0

0,496

380,5

856,1

1522,1

10

0,419

321,5

723,3

1285,9

20

0,313

263,2

592,0

1052,8

30

0,270

207,2

466,2

828,9

40

0,201

154,2

370,0

616,9

Расчет кривой восстанавливающего момента Мв:

Мв = V × h0 × sinΘ,

где Θ° — угол крена, h0 — метацентрическая высота (из теоретического чертежа)

Θ°

Мв, кгм

0

0

10

320

20

643

30

940

40

1184

50

1410

60

1617

70

1767

80

1850

90

1880

Графики Мв (Θ) и Мкр (Θ)

Из рассмотрения графиков:

Мв (Θ) и Мкр (Θ, Vв) следует, что яхта не только сохраняет остойчивость, но и имеет большой запас восстанавливающего момента при скорости ветра 12 м/с и полной парусности 53,7 м2.

Мв— Мкр = ∆Мв = 1500 — 200 = 1300 кгм, что соответствует 1500 : 11 м = 118 кг на топе мачты при положении: яхта на боку. Это вполне приемлемая остойчивость, что совпадает с предыдущим расчетом.

Однако проверим соответствие соотношения рекомендациям «К и Я» №36 график рис. 2:

Вывод: для яхты длиной 10 м соотношение «19» не соответствует пределам допуска: «14 ÷ 17», т. е. требуется уменьшить площадь парусности или увеличить водоизмещение.

При этом следует иметь ввиду, что допуск «14 ÷ 17» достаточно условен и имеется возможность взятия рифов. При уменьшении парусности на 20 % соотношение становится равным 15,2, что вполне допустимо.

Вычислим соотношение Рфк/Vх100%, где Рфк = mшв + mдн = 560 + 1572,5 = 2130 кг

Вычислим соотношение

Сравнивая критерии V, S, lкр, , h0, Θвх° проектируемой яхты с яхтами, приведенными в табл. 2 журнала «К и Я» №36 (стр. 30) приходим к выводу, что проектируемая яхта не только вписывается в систему параметров, но и превосходит их в части, Θвх° и Θ° для ветра 6, 9 и 12 м/с.

Перерасчет массы корпуса:

 

I вер

II вер

1. Обшивка:
- днище
- скула (2 шт.)
- борт (2 шт.)
- палуба
- кокпит


1883
750
500
460
80


1572,5
500
374,4
460
53

2. Гидроцилиндр

0

50

3. Пилерс

0

18,7

4. Релинги

0

45

Σ

3673

3074

∆m = -600 кг

Т. е. водоизмещение с учетом изменений составит V = 5900 — 600 = 5300 кг.