Виды парусов для яхт
В парусной яхте — корпус, плавник, рулевое устройство, рангоут и множество дельных вещей (Дельные вещи — обобщенное название всевозможных деталей и изделий на судах: блоки, утки, клюзы, такелажные скобы и т. п.) со всевозможными ухищрениями проектируются так, чтобы было удобно и эффективно обращаться с парусами в широком диапазоне ветров. Именно паруса преобразуют бесплатную энергию ветра в движение яхты.
Паруса являются двигателем и движителем (Двигатель — мотор (генератор механической энергии); движитель — колеса автомобиля; винт на корабле — устройство преобразования механической энергии в движение.) одновременно.
Чем лучше спроектированы и удачней изготовлены паруса, тем быстроходней и послушней яхта. Качество парусов гораздо важнее их площади. Главным образом за счет формы (профиля) парусов можно уменьшить лавировочный угол яхты и, соответственно, увеличить скорость на острых курсах к ветру. Площадь здесь не главное.
На яхтах паруса бывают трех типов:
- основные, применяемые всегда;
- дополнительные (к основным), применяемые на попутных, а точнее на полных курсах при силе ветра до штормового, в зависимости от квалификации экипажа и типа яхты;
- штормовые.
Для каждого типа яхты, ее размеров и особенностей рангоута конструируются и шьются соответствующие паруса. Это как костюм для человека подбирается по фасону, размеру и качеству. Хорошие паруса могут получиться только из специальной парусной ткани. В настоящее время это исключительно синтетические ткани; причем, марок тканей с различными характеристиками существует великое множество (Общие требования, предъявляемые к парусной ткани сформулированы в разделе об аэродинамике паруса.).
Наибольшую важность имеют основные паруса. На самых малых швертботах используются ткани с удельным весом ≈ 100 г/м2, на больших крейсерах в два-три раза и более тяжелые. На яхтах типа КЭТ всего один парус — грот. В парусных гонках для КЭТов запасных парусов не полагается. И вообще, для любых типов яхт в гонках разрешается использовать только один единственный заявленный грот. Количество передних парусов (сменных парусов разной площади и формы) и дополнительных парусов (спинакеров или других увеличенной площади для полных курсов) — оговаривается в «Положениях о соревнованиях» или в «Гоночных инструкциях».
Для примера приведем раскрой, конструкцию и технологию пошива парусов: генуи, грота и спинакера для круизной яхты с параметрами:
Lmах = 6,7 м; Вmах = 2,5 м; V = 1,2 тонны; бермудский шлюп 7/8 (Шлюп 7/8 — имеется в виду положение блока стаксель фала на 7/8 участке мачты от шпора или 1/8 от топа.); для взятия рифов предусмотрены: закрутка со штаг-пирсом для стакселя и патент-риф для грота.
На большом листе бумаги, соблюдая максимальную точность, вычерчивается с натуры в масштабе Ml : 10 линия палубы яхты (вид сбоку) и схема рангоута с указанием расположения фаловых и шкотовых блоков и точек крепления галсовых углов будущих парусов: стакселя, грота, спинакера.
Рис. 6.1
АБР — линия палубы; Б(ДЖГЛО)В — мачта; ДЕ — гик; ЖЗ — спинакер-гик (вычерчивается параллельно палубе); М' — ахтерштаг; А(ИК)Г — штаг (штаг-пирс); Н — палубный блок (кипа) стаксель-шкота; НП — перпендикуляр на штаг; П — точка на перпендикуляре — шкотовый угол стакселя; ИК — размер передней шкаторины стакселя; ОД — размер передней шкаторины грота; Г, Л, М — блоки фалов; Д, Ж — точки крепления гиков и т. д.
Все характерные точки для проектирования парусов определены. Каждый 1 мм на
чертеже будет соответствовать 1 см в натуре. Можно начинать проектировать и шить
паруса. Для стакселя и грота выберем парусную каландрированную (Каландрированная
— т. е. пропущенная через горячие вальцы и пропитанная специальным составом.
После такой обработки ткань становится гладкой, жесткой и мало растяжимой под
нагрузкой.) ткань ОАО Научно-Исследовательского Института Технических Тканей г.
Ярославль (НИИТТ). Ширина полотна 1000 мм (1 метр). Удельная масса ткани 160
г/м2.