animateMainmenucolor

Расчет массы корпуса парусной яхты

Расчет осложнен следующими ограничениями:

  • осадку корпусом необходимо выдерживать соответственно чертежу;
  • штатная вместимость должна составлять 4 человека + полный перечень предметов обязательного снабжения и запасов;
  • должна быть обеспечена гарантированная положительная остойчивость;
  • необходимо обеспечить запас прочности элементов конструкции.

Расчет массы корпуса яхты производится методом последовательных приближений и увязкой изложенных требований. Удельные массы некоторых применяемых материалов и изделий:

1) Лист стальной: 1 м2

t = 1 мм — m = 7,8 кг/м2
t = 1,5 — m = 11,7
t = 2 — m = 15,6
t = 3 — m = 23,4
t = 4 — m = 31,2
t = 5 — m = 39,0
t = 6 — m = 46,8
t = 8 — m = 62,4
t = 10 — m = 78,0
t = 15 — m = 117
t = 20 — m = 156
t = 25 — m = 195
t = 30 — m = 234

2) Фанера: 1 м2

t = 4 мм — 2,5 кг/м2
t = 10 мм — 6,0 кг/м2

3) Ковролин 1 м2 — 3 кг/м2

4) Органическое стекло 1 м2

t = 10 мм — 12 кг/м2

5) Парус 1 м2 — 0,3 кг/м2

6) Труба Ø150 × 1,5 мм           1 пм — 5,5 кг

7) Труба Ø18 × 1,5 мм             1 пм — 0,6 кг

8) Труба Ø25 × 2 мм                1 пм — 1,13 кг

9) Труба  60 × 40 × 2 мм        1 пм — 3,12 кг

10) Труба 50 × 25 × 1,5 мм   1 пм — 1,76 кг

11) Труба 30 × 30 × 1,5 мм   1 пм — 1,4 кг

12) Трос стальной Ø6 мм         1 пм — 0,9 кг

13) Масса:

  • 1 кнехта — 3 кг
  • 1 лебедки — 4 кг
  • 1 блока — 0,6 кг
  • якорь — 12 кг
  • кормовой якорь — 6 кг
  • мотор — 50 кг
  • газ. баллон — 60 кг
  • горючее — 50 кг
  • запасы провизии — 30 кг
  • прочее снабжение — 70 кг

14) Швеллер:

№10 1 пм — 7,8 кг

15) Гидроцилиндр управления швертом — 50 кг.

Площади, массы, весовой коэффициент от ЦВ при положении: яхта на боку, т. е. при угле крена Θ = 90°

Элемент конструкции

Площадь S, м2

Толщина t, мм

Масса m, кг

Весовой КФТ, у. е.

1. Форшпигель

1,5 × 2,0 : 2 = 1,5

4

31

0

2. Переборки:
№1
№3
№5
№7,5
№10


1,5 × 1,2 : 2 = 0,9
2 × 1,6 — 1,2 = 2,0
3 × 2 — 1,6 + 1,5 = 3,6
2,5 × 3,5 × 0,7 = 6
1,1 × 1,2 + 0,15 = 2,4


3
3
3
3
6


21,06
31,2
84,24
140
100


+5
+7
+10
0
+7

3. Обшивка:
днище уч. №2
уч. №1
уч. №3
Скула (2 шт.)
Борт (2 шт.)
Палуба
Кокпит


1,6 × 2,8 = 4,5
1,6 × 3,6 = 5,7
1,6 × 3,6 : 2 = 2,9
0,8 × 10 × 2 = 16
0,8 × 10 × 2 = 16
3,5 × 10 × 0,8 = 29,4
1,2 × 2,8 = 3,4


25
15
15
6
4
2
3


870
674
339
750
500
460
80


+55
+50
+52
+48
+5
-25
+15

4. Вертикальные боковые конструкции

10 × 2 = 20

1,5

60

+20

5. Крышки диванов, мебель (фанера)

6 × 1,5 = 9
≈ 11

10
10

54
66

+10
+10

6. Зашивка внутренних поверхностей

9,5 × 0,7 × 2 + 2 × 5 = 23,3

4

58

0

7. Ковровые покрытия (ковролин)

6 × 2,5 = 15

-

45

+45

8. Диванные подушки

6 in

-

25

+10

9. Якоря:
- 12 кг
- 6 кг


-
-


-
-


12
6


-30
+15

10. Мотор

-

-

50

+12

11. Горючее

-

-

50

0

12. Вода

-

-

50

-15

13. Дельные вещи:
- кнехты
- лебедки
- блоки


4 шт.
5 шт.
20 шт.


3 кг
4 кг
0,6 кг


12
20
12


-30
-30
-30

14. Камбузное оборудование:
- плита и посуда
- газ. баллон


-
-


-
-


10
60


+15
+15

15. Провизия

-

-

30

+30

16. Прочее снабжение

-

-

70

+30

17. Экипаж

4 чел.

75

300

0

18. Мачта

Ø150

12 м

66

-350

19. Стоячий такелаж

Ø6, 8 шт.

10 м

72

-300

20. Гик

Ø150

4,5 м

25

-95

21. Паруса

53,7 м2

-

16

-260

22. Шв. колодец

0,6 × 0,8 × 2 ≈ 1 м2

10 мм

78

+45

23. Шверт

2,3 × 0,8 = 1,8

40 мм

560

+70

24. Гальюн

-

-

30

+30

Итого: масса (m) 5900 кг (I вер).

Таким образом, истинная ватерлиния, против конструктивной будет лежать выше на величину ∆T от теоретического чертежа.

Определим ∆T:

∆V = 5900 — 4700 = 1200 кг = 1200 дм3.

Площадь КВЛ: 2,4 × 9,2 × 0,8 = 17,7 м2 = 1770 дм2

∆т = ∆V/ SКВЛ = 1200 : 1770 = 0,68 дм выше КВЛ.