Расчет осложнен следующими ограничениями:
- осадку корпусом необходимо выдерживать соответственно чертежу;
- штатная вместимость должна составлять 4 человека + полный перечень предметов обязательного снабжения и запасов;
- должна быть обеспечена гарантированная положительная остойчивость;
- необходимо обеспечить запас прочности элементов конструкции.
Расчет массы корпуса яхты производится методом последовательных приближений и увязкой изложенных требований. Удельные массы некоторых применяемых материалов и изделий:
1) Лист стальной: 1 м2
t = 1 мм — m = 7,8 кг/м2
t = 1,5 — m = 11,7
t = 2 — m =
15,6
t = 3 — m = 23,4
t = 4 — m = 31,2
t = 5 — m = 39,0
t = 6 —
m = 46,8
t = 8 — m = 62,4
t = 10 — m = 78,0
t = 15 — m = 117
t =
20 — m = 156
t = 25 — m = 195
t = 30 — m = 234
2) Фанера: 1 м2
t = 4 мм — 2,5 кг/м2
t = 10 мм — 6,0 кг/м2
3) Ковролин 1 м2 — 3 кг/м2
4) Органическое стекло 1 м2
t = 10 мм — 12 кг/м2
5) Парус 1 м2 — 0,3 кг/м2
6) Труба Ø150 × 1,5 мм 1 пм — 5,5 кг
7) Труба Ø18 × 1,5 мм 1 пм — 0,6 кг
8) Труба Ø25 × 2 мм 1 пм — 1,13 кг
9) Труба 60 × 40 ×
2 мм 1 пм — 3,12 кг
10) Труба 50 × 25 × 1,5
мм 1 пм — 1,76 кг
11) Труба 30 × 30 × 1,5
мм 1 пм — 1,4 кг
12) Трос стальной Ø6 мм 1 пм — 0,9 кг
13) Масса:
- 1 кнехта — 3 кг
- 1 лебедки — 4 кг
- 1 блока — 0,6 кг
- якорь — 12 кг
- кормовой якорь — 6 кг
- мотор — 50 кг
- газ. баллон — 60 кг
- горючее — 50 кг
- запасы провизии — 30 кг
- прочее снабжение — 70 кг
14) Швеллер:
№10 1 пм — 7,8 кг
15) Гидроцилиндр управления швертом — 50 кг.
Площади, массы, весовой коэффициент от ЦВ при положении: яхта на боку, т. е. при угле крена Θ = 90°
Элемент конструкции |
Площадь S, м2 |
Толщина t, мм |
Масса m, кг |
Весовой КФТ, у. е. |
1. Форшпигель |
1,5 × 2,0 : 2 = 1,5 |
4 |
31 |
0 |
2. Переборки: |
1,5 × 1,2 : 2 = 0,9 |
3 |
21,06 |
+5 |
3. Обшивка: |
1,6 × 2,8 = 4,5 |
25 |
870 |
+55 |
4. Вертикальные боковые конструкции |
10 × 2 = 20 |
1,5 |
60 |
+20 |
5. Крышки диванов, мебель (фанера) |
6 × 1,5 = 9 |
10 |
54 |
+10 |
6. Зашивка внутренних поверхностей |
9,5 × 0,7 × 2 + 2 × 5 = 23,3 |
4 |
58 |
0 |
7. Ковровые покрытия (ковролин) |
6 × 2,5 = 15 |
- |
45 |
+45 |
8. Диванные подушки |
6 in |
- |
25 |
+10 |
9. Якоря: |
|
|
|
|
10. Мотор |
- |
- |
50 |
+12 |
11. Горючее |
- |
- |
50 |
0 |
12. Вода |
- |
- |
50 |
-15 |
13. Дельные вещи: |
4 шт. |
3 кг |
12 |
-30 |
14. Камбузное оборудование: |
- |
- |
10 |
+15 |
15. Провизия |
- |
- |
30 |
+30 |
16. Прочее снабжение |
- |
- |
70 |
+30 |
17. Экипаж |
4 чел. |
75 |
300 |
0 |
18. Мачта |
Ø150 |
12 м |
66 |
-350 |
19. Стоячий такелаж |
Ø6, 8 шт. |
10 м |
72 |
-300 |
20. Гик |
Ø150 |
4,5 м |
25 |
-95 |
21. Паруса |
53,7 м2 |
- |
16 |
-260 |
22. Шв. колодец |
0,6 × 0,8 × 2 ≈ 1 м2 |
10 мм |
78 |
+45 |
23. Шверт |
2,3 × 0,8 = 1,8 |
40 мм |
560 |
+70 |
24. Гальюн |
- |
- |
30 |
+30 |
Итого: масса (m) 5900 кг (I вер).
Таким образом, истинная ватерлиния, против конструктивной будет лежать выше на величину ∆T от теоретического чертежа.
Определим ∆T:
∆V = 5900 — 4700 = 1200 кг = 1200 дм3.
Площадь КВЛ: 2,4 × 9,2 × 0,8 = 17,7 м2 = 1770 дм2
∆т = ∆V/ SКВЛ = 1200 : 1770 = 0,68 дм выше КВЛ.