Камбуз на крейсерской яхте необходим для организации горячего питания. Камбуз состоит из очага, постоянного места где расположен очаг и камбузной утвари: бачки (т. е. кастрюльки); сковородки; миски; ложки; чумички (т. е. суповая ложка или половник) и прочее и прочее.
Очаг — главное устройство в камбузе и может быть в виде печурки (стальной или даже кирпичной), важно, чтобы к топливу (хоть дрова или брикеты) в достаточном количестве поступал воздух и отводились газы и дым за пределы яхты. Само собой разумеется, должно быть обеспечено пожаро-безопасное горение.
Второй вариант — это туристический камелек на сухом спирте, однако горючего надо довольно много, оно боится влаги и выделяет ядовитый дым.
Третий вариант — туристический или бытовой примус (керосинки и керогазы не годятся) или горелка на основе паяльной лампы работающие на керосине. Из таких сравнительно безопасных устройств керосин не проливается и дает хорошую теплоотдачу. Однако при плохом предварительном разогреве горелки керосин сначала сильно коптит.
Для разогрева таких устройств хорошо применять спирт (любой: хоть камфорный, хоть муравьиный и т. п.) — достаточно 5-10 граммов, чтобы горелку раскочегарить.
Часто используют горелки, работающие на бытовом газе. Удобно, но газ опасен тем, что из-за неисправности газового оборудования или невнимательности газ может скопиться внутри яхты (газ тяжелее воздуха) и отравить людей, а иногда можно и взорваться.
Эти истины хорошо известны любой хозяйке, у которой дома газовая плита. Таким образом, при пользовании камбузом всегда нужно думать об осторожности, ведь можно даже просто обвариться кипятком, а это серьезная травма! В целях пожарной безопасности, надо рядом иметь углекислотный огнетушитель и 1,5 ÷ 2 м2 брезента.
Рис. 5.97. Подвеска очага
Чтобы устранить влияние качки парусного судна и уменьшить вероятность проливания, бачок с варевом и вместе с очагом помещают в специальный подвес типа «качели» так, чтобы центр тяжести всей системы был ниже осей подвеса, но не очень (если получится большой и тяжелый маятник, он может крепко ударить).
Нет необходимости, чтобы эта система реагировала также и на килевую качку яхты — она всегда меньше бортовой и, во-вторых, когда яхта начнет нырять с волны (это при свежем ветре и шторме), тут даже из термоса что-либо похлебать затруднительно. Приходится рассчитывать на сухой паек и заранее приготовленные бутерброды.
Нет ничего хорошего в том, если миски и прочая посуда при крене яхты сыплются
на пол каюты. Для посуды сооружают специальные полки с высокими бортами и
шкафчики с дверками. Нужен также и разделочный столик или
доска.