При постановке, уборке, смене парусов яхты, а также в любых других случаях, когда участвуют в действиях фалы, возможны различные нежелательные ситуации:
- коренной конец (КК) фала выпущен из рук и болтается над головой,
постепенно уходя выше и в мачту — без промедления ловите упущенный фал
(руками, если хватает роста; отпорным крюком, багром, веслом; спиннингом с
блесной и тройником — любым доступным способом).
- КК ушел к верхнему блоку мачты — вам ничего не остается, кроме нескольких
вариантов: лезть на мачту (если остойчивость яхты позволяет); сильно накренить
яхту (если остойчивость яхты не велика и это возможно); попросить помощи у
большой и остойчивой яхты и с ее мачты достать свой фал; если проще вашу мачту
завалить (срубить), то воспользуйтесь этим; крайняя мера — демонтаж мачты и
устранение аварии.
- фал ушел в мачту за блок. Рецепт: воспользуйтесь запасным фалом, который
предусмотрен (если предусмотрен!) для такой ситуации. Возвращение упущенного
фала в рабочее состояние легче всего выполнить на демонтированной мачте.
Протаскивание самого длинного проходящего через топ и шпор первого (из всех
фалов) фала сквозь мачту выполняют с помощью жесткой проволоки, которую
пропускают на всю длину мачты и к ней привязывают (приматывают, закрепляют с
минимально возможным утолщением) фал.
Для продергивания проволоки с фалом сквозь мачту очень часто приходится демонтировать шкивы блоков (а потом ставить их на место). Возможен вариант, когда грузик (тяжелую гайку) на крепкой нитке протряхивают через мачту, затем к нитке привязывают линь и протаскивают его. Вслед за линем протаскивают фал.Когда в мачте уже имеется самый длинный фал, то остальные фалы можно протащить с помощью этого первого фала, для чего через окна (где должны быть затем блоки соответствующих фалов) с помощью проволочного крючка или пинцета или медицинского зажима (типа пинцет-ножницы) достают уже проведенный фал в виде петли и к ней привязывают следующий фал, при этом заранее первый фал передергивают так, чтобы дальнейшим ходом второй фал был продернут к месту назначения.
Все остальные фалы продергивают аналогично. Следует иметь ввиду, что очень желательно не допустить переплетения фалов внутри мачты, но постараться достичь их параллельного расположения. В дальнейшем это обеспечит наиболее легкий ход всех фалов.
Если сочтете проводку запасного фала излишней, то возможно подвесить снаружи мачты запасные блоки, сквозь которые при необходимости можно будет пропустить аварийные фалы.
В целях избежания неприятностей с фалами внимательно следите за их прочностью и не забывайте на их концах вязать кнопы (кноп — узел, специально выполненное утолщение на тросе.); предотвращающие уход в мачту.