Настройка парусов для достижения наивысшей скорости яхты
Для настройки парусов используют предусмотренные конструкцией парусной яхты органы управления и регулировок.
Настройка парусов состоит из:
- натяжения или потравливания шкотов (этим устанавливают углы атаки парусов к ветру);
- нахождения правильного положения тележек с блоками, перемещаемыми по погонам (этим уменьшают скручивание парусов в «пропеллер» («Пропеллер» или «твист» в другом звучании.) по высоте);
- на полных курсах необходима набивка оттяжки гика, что также уменьшает скручивание грота в «пропеллер»;
- крен яхты должен быть легким на подветренный борт. Следует найти его оптимальную величину и тогда яхта будет чрезвычайно легко слушаться руля и двигаться максимально быстро по прямой, даже без управления рулем. Регулировку крена производят перемещением экипажа (его веса) к наветренному или подветренному борту.
- следует также помнить о взаимном влиянии парусов друг на друга. Например, слишком обтянутый шкотами передний парус будет направлять поток воздуха на подветренную сторону грота, искажать его форму, и снижать эффективность его работы. То же самое произойдет, если гика-шкоты будут недостаточно обтянуты.
- признаками хорошо отрегулированных парусов служат:
- гладкая, без морщин и «пропеллера» форма парусов;
- легкое подрагивание передних областей паруса одновременное по всей его высоте (это главнейший признак — граница заполаскивания).
Максимальная тяга парусов и скорость яхты, соответственно, связаны с оптимальным углом атаки, что можно ощутить, увалив яхту на 1 ÷ 2° от только что обнаруженного подрагивания. Яхта при этом получает легкий, но ощутимый толчок по крену. Если обозначенных признаков нет — повторите регулировку. - Проверка правильности выполненных регулировок состоит в периодических пробах рулем, т. е. отклонениях влево и вправо на малый угол (±2°!). Наблюдая за парусами, максимальную скорость поддерживают уже только рулем.
Уваливание — т. е. изменение курса яхты с имеющегося на более полный, должно сопровождаться одновременным действием руля и потравливанием шкотов. Избрав необходимое вам новое направление движения, опять производят весь комплекс регулировок парусов для достижения наивысшей скорости.
Приведение — процедура обратная уваливанию, однако, действия по регулировке парусов абсолютно одинаковы. Отличие состоит лишь в том, что при приведении шкоты выбирают, а для самых острых курсов — набивают втугую.