animateMainmenucolor

Блоки и роульсы на парусных судах

Блоки и роульсы

Блоки и роульсы состоят из трех основных деталей: шкив (для блока) или пара роликов (для роульса), пара щечек, ось (или ось с проставкой). Размеры и форма этих деталей, а также материал, из которого они изготавливаются, должны соответствовать условиям их работы и выполняемой задаче.

Рис. 5.26. Конструкция роульса

Рис. 5.27. Схема установки роульса

Роульсы на парусных яхтах применяются в случаях, когда сквозь переборку (перегородку или палубу или иное) требуется пропустить подвижный (Подвижный — в данном случае понимается трос, постоянно перемещающийся в роликах роульса при его работе.) трос, направленный почти вдоль переборки. Роульс предотвращает истирание переборки тросом и улучшает легкость хода троса.

Роульсы чаще всего работают со стальными тросами и применяются в штурвальных системах. Соответственно, лучшими материалами для всех деталей роульса будет сталь нержавеющая и бронза для роликов.

«Мачтовый блок» применяется на парусных судах в случаях, когда требуется изменить направление троса более чем на 60°, например, для проводки фалов в пустотелой мачте или для проводки спинакер-брасов под палубу и для других целей.

Следует обратить внимание на то, что ролик (или шкив) должны свободно вращаться на оси и не зажиматься щечками. Для этого оси выполняют ступенчатыми или дополнительно к оси применяют проставку в виде трубки; или две щечки соединяют между собой проставками так, чтобы расстояние между щечками на 0,5 ÷ 1 мм было бы больше чем толщина ролика или шкива.

Рис. 5.28. Конструкция «мачтового блока»

Рис. 5.29. Ступенчатая ось

Рис. 5.30. Ось с проставкой


Примечание. Ролик и шкив отличаются друг от друга главным образом отношением их диаметров к толщине. Большее соотношение формула стр. 41-1 — шкив; формула стр. 41-2 — ролик.

l = b + (0,5 ÷ 1) мм; L = l + 2 толщины щечки + (2 ÷ 3) мм.

В случае применения оси с проставкой легко получить «мачтовый блок» со съемным шкивом, что бывает удобно для проводки фалов сквозь мачту.

Материалами для проставки могут служить латунь или нержавеющая сталь, а для шкива алюминиевый сплав Д16.

Варианты конструкций блоков и их применения

Блоки для мягкого бегучего такелажа, выпускаемые современными фирмами — изготовителями яхтенного оборудования имеют довольно сложные, но надежные и удобные конструкции широкой номенклатуры, допускающие многовариантность их применения. Единственным, пожалуй, их недостатком является дороговизна.