Подготовительные работы
Каркасно-надувная байдарка-двойка КНБ-81 Э. Космачева (рис. 36, 37, 38) проста и доступна в изготовлении. Ее можно использовать как на простых маршрутах, так и в походах высшей категории сложности. Она обладает хорошей маневренностью и ходкостью, непотопляемостью и малой уязвимостью при ударах о камни. Рекомендуемые размеры байдарки: длина - 450 см, ширина - 75 см и высота - 30 см. Вес байдарки 11-12 кг. Полная грузоподъемность - 500 кг, полезная - 220 кг. Относительно небольшая длина продольного набора каркаса (125 см) удобна для транспортировки.
Рис. 36. Общий вид КНБ-81
Рис. 37. Поперечный разрез КНБ-81:
1 - шпангоут; 2 -
привальные брусья: 3 - опорные тросики; 4 - баллоны; 5 - кильсон; 6 -
оболочка
Рис. 38. Каркас КНБ-81:
1-7 - шпангоуты; 8-11 -
привальные брусья; 12-15 - штевневые окончания привальных брусьев; 16-18 -
мидельвейсы; 19-20 - кильсон; 21-22 - штевни; 23-24 - штевневые пиллерсы; 25-26
- пиллерсы шпангоутов; 27-30 - опорные тросики; 31-32 - крепления опорных
тросиков; 33-34 - тросики-упоры; 35-36 - трубчатые упоры; 37-38 - банки; 39-40 -
тросики усиления
Лучше всего для изготовления каркаса применять трубы из дюраля Д16Т или Д1Т с толщиной стенок 1 мм и диаметром: для кильсона - 25, для штевней - 22, для привальных брусьев и пиллерсов - 18, для окончания привальных брусьев, мидельвейсов и упоров - 16, для шпангоутов, пиллерсов и мидельвейсов - 14, для шпангоутов - 12, для кольца крепления юбок - 6 мм. Длины труб с учетом стыковок приведены в табл. 7. Трубы штевней и мидельвейсов заготовляются с припусками на изгиб.
Таблица 7. Длины труб для обводов шпангоутов, мм
Номер шпангоута |
Длина шпангоута |
Длина бимса |
1 |
480 |
320 |
2 |
650 |
540 |
3 |
845 |
570 |
4 |
865 |
682 |
5 |
880 |
620 |
6 |
740 |
560 |
7 |
510 |
320 |
В натуральную величину вычерчиваются шпангоуты, продольный чертеж выкройки днища, деки и баллонов (рис. 39, рис. 40). Чертить желательно на чертежном лавсане. Для удобства работы шпангоуты 1-4 и 5-7 лучше всего сделать на разных листах.
Рис. 39. Построение обводов шпангоутов
При вычерчивании шпангоутов необходимо наметить ось симметрии, линию основания и линию оси привальных брусьев, после чего на оси симметрии вычертить разрез мидельвейсов, а на оси привальных брусьев - разрезы привальных брусьев и отметить точки опорных тросиков. Нижние ветви шпангоутов вычерчивают в виде трех сопряженных дуг окружности, причем нижняя строится потрем точкам, а верхние сопрягаются с ней. Полученные кривые - это внешние обводы шпангоутов. Точки на линиях кильсона, штевней и мидельвейсов при построении продольного чертежа соединяют по лекалу. Смещение мест установки шпангоутов на 10-20 мм практически не меняет обводов байдарки. Фиксирующие штырьки должны отстоять от краев труб не менее чем на 7 мм.
Детали каркаса можно сгибать на трубогибочных станках или переносных трубогибах. При их отсутствии можно изготовить приспособление из двух полиэтиленовых роликов диаметром 80-100 мм с канавками радиусом 6-7 мм и с регулировкой межцентровых расстояний, например по типу тисков. Если ролики сделаны из металла, то канавку большого ролика следует выложить войлоком. Необходимо также сделать приспособление для прокатки труб из двух параллельно закрепленных щек, между которыми вращаются на осях два валика диаметром 100 мм. Один из валиков имеет ступенчатый диаметр от 10 до 24 мм (ступени через 2-3 мм), а к другому крепится ручка. Диаметр концов труб в местах стыковок уменьшается с помощью фильеры из прочной стали.