Форма обтекаемого потоком тела также влияет на место положения зоны начала
образования турбулентного слоя. Выбором формы профиля можно эту зону сместить
дальше от лобовой кромки и, тем самым, уменьшить объем турбулентного слоя и,
значит, торможение.
Точка начала турбулентного слоя зависит и от угла атаки. Чрезмерный угол
атаки смещает эту зону к лобовой кромке и увеличивает, соответственно объем
турбулентного слоя — т. е. увеличивает торможение.
Кроме того, турбулентный слой является своеобразным катализатором,
провоцирующим образование гораздо больших вихрей, чем в самом турбулентном слое.
Например, наличие турбулентного обтекания провоцирует возникновение больших
вихрей у корпуса яхты, когда яхта идет с увеличенным дрейфом.
Вихри в потоке, за любым предметом в нем находящемся, образуются
исключительно вследствие вязкости газа или жидкости. Вихреобразующими предметами
на яхте являются: рангоут, такелаж, надстройки, экипаж и все прочее, что резко
нарушает воздушный и водяной потоки.

Рис. 12.11
Вихри от подводной части корпуса являются исключительно вредными во всех
случаях, особенно на острых курсах яхты при лавировке.
Наиболее выгодной формой с минимальным образованием вихрей является
каплевидная форма, ориентированная по потоку закругленным концом вперед.
Худшей формой можно считать пластину поставленную плоскостью поперек потока,
т. е. под углом атаки α = 90°.