Береговые навигационные знаки
Средства навигационного ограждения опасностей в море подразделяются на:
- береговые
- плавучие
К береговым знакам относятся маяки, огни, башни, створные и иные знаки.
Маяк (рис. 198) - это специальный
навигационный ориентир - сооружение в виде башни со световым оборудованием и
установленный на берегу, мелководье или непосредственно на водной поверхности
(плавучий маяк). Маяки подразделяются на приемные, поворотные и
предостерегательные. Приемные маяки находятся на подходе к портам, поворотные -
обычно на мысах, возле которых суда изменяют курсы, предостерегательные - на
опасностях, либо в непосредственной близости от них. Устанавливают маяки, как
правило, с таким расчетом, чтобы с судна было видно не мен двух маяков. Это
позволяет судоводителю определить место своего судна. Маяки обычно оборудуются
средствами туманной сигнализации, а некоторые из них одновременно являются и
радиомаяками. Кроме того, для указания судоводителю опасного участка с рифами
или камнями, на маяке может применяться секторное освещение (красным цветом).
Это позволяет судоводителю ночью избежать случайного захода на судне в опасный
для плавания район. Огни имеют свой цвет и характер горения для каждого
конкретного маяка.
Полные сведения о маяках, характеристики и цвет огней даны
в описании огней и знаков для определенного моря (района) и указываются на карте
при помощи условных обозначений.
Огни - сооружения, выполняющие функции маяков в ночное время со световыми автоматическими установками.
Башни - сооружения, выполняющие функции маяков в дневное время, без огней. Судоводители на практике используют в качестве дневных ориентиров обозначенные на навигационных картах и хорошо видимые со стороны моря здания, трубы и другие постройки.
Створы - предназначены для указания безопасного прохода между мелями, рифами и в узкостях. Ведущий (линейный) створ состоит из двух знаков и указывает ось фарватера (рис. 199). Передний знак (ближний к рифу) устанавливается ниже отдаленного. Знаки бывают светящие (ночные), несветящие (дневные) и комбинированные (предназначены для ориентировки в темное и светлое время).
Щелевой створ (рис. 200) состоит из
трех знаков и предназначен для указания границ фарватера (прохода). Судоводитель
удерживает судно на курсе так, чтобы видеть задний знак между двумя передними.
Для обозначения кромок фарватера и на каналах используются кромочные створы,
состоящие из двух параллельных линейных створов (рис.
201).
Кроме того на морском побережье устанавливаются секущие и
девиационные створы. Секущий створ устроен аналогично линейному створу, но по
своему назначению он служит для обозначения места изменения курса на фарватере
или для указания границ мерной линии. Девиационный створ (одинарный линейный)
используется при маневрировании во время уничтожения девиации магнитных
компасов, а также для определения поправки компасов и остаточной девиации. Знаки
служат для указания места и могут иметь форму треугольника, пирамиды, круга и
т.п. с контрастной окраской цвету берега. Иногда в шхерных районах вместо знаков
на скалистых берегах краской (чаще белого цвета) наносятся отличительные пятна,
по которым ориентируются судоводители.