animateMainmenucolor
Главная / Управление маломерными судами / Судовождение / Средства навигационного оборудования морей

Средства навигационного оборудования морей

Основные термины

Опасности, затрудняющие плавание судов в морских районах, подразделяются на постоянные и временные. К постоянным опасностям относятся препятствия для мореплавания, вызванные резко возвышающимся рельефом морского дна. Эти препятствия могут быть преодолимыми, затрудняющими плавание и непреодолимыми. Кроме того к ним относятся затонувшие суда, потерянные на малых глубинах якоря, подводные и осыхающие камни, рифы, скалы.

Временные навигационные опасности создаются, как правило, гидрометеорологическими факторами: туман, ветер, течение, волнение и т.п. К этому виду опасностей также можно отнести плавающие объекты: сорванные с якорей мины, рыболовные сети, дрейфующие буи, бочки, льдины, притопленные деревья и т.п.

Основные специальные термины, обозначающие виды рельефа морского дна, препятствий водных участков и сооружений на них:

Мель - общий навигационный термин, относящийся ко всем более или менее обширным по площади возвышениям, глубины над которыми относительно малы (для некоторых больших морских судов мели с глубинами менее 20 м считаются опасными).
Отмель - мель, идущая от берега.
Коса - узкая длинная отмель.
Мелководье - обширное неглубокое пространство.
Банка - отдельно лежащая мель, либо участок со значительно меньшими глубинами, чем глубины, окружающие этот участок.
Бар - поперечная наносная мель в устьях рек и при входе в бухту.
Риф - мель, коса, отмель с каменистым, скалистым или коралловым дном. Особенно опасны для плавания осыхающие рифы и рифы, над которыми небольшие глубины.
Камни - подводные, надводные и осыхающие обломки твердых пород в прибрежной полосе.
Мыс - оконечность части суши, выступающей в море.
Скала - отдельное, небольшое по площади резкое повышение грунта дна, сложенного из твердых пород.
Шхеры - прибрежные районы со скалистыми островами, имеющие узкие извилистые проходы.
Яма - незначительный участок акватории с резким увеличением глубины. Отличительная глубина - небольшой участок акватории с глубиной, резко отличающейся от окружающих глубин.
 Залив - часть моря, вдающаяся в сушу. Бухта - залив небольших размеров.
Лиман - мелководный, глубоко вдающийся в сушу залив с косами, представляющий собой затопленную морем долину устьевой части реки или затопленную прибрежную низменность.
Плес - сравнительно широкий и свободный от островов и скал участок в шхерном или островном районе моря.
Пролив - узкое водное пространство, соединяющее два обширных района.
Проход - стесненный для плавания участок водного пространства между берегами, островами и навигационными опасностями.
Фарватер - обозначенный на карте безопасный путь для плавания судов среди препятствий и опасностей.
Канал морской - канал, искусственно прорытый в морском дне для прохода судов через мелководье и обозначенный средствами навигационного оборудования.
Фьорд - узкий, глубокий и далеко вдающийся в гористую сушу залив (бухта) с высокими и крутыми берегами.
Рейд - участок водного пространства, расположенный на подходах к порту, гавани, устью реки, предназначенный для стоянки судов.
Якорная стоянка - участок водного пространства в заливе (бухте) или на рейде, удобный для стоянки судов.
Гаеань - защищенное от ветра, течений, волнения и ледохода водное пространство, служащее для стоянки судов.
Аванпорт - внешняя часть порта, защищенная от волнения и приспособленная для погрузки судов.
Волнолом -внешнее оградительное сооружение, не связанное с берегом.
Порт - прибрежное водное пространство, защищенное от волнений, наносов грунта и ледохода как естественным профилем берега, так и искусственными заградительными сооружениями (волноломами, дамбами, молами), обеспечивающими безопасную стоянку судов и производство погрузочно-разгрузочных работ.
Порт-убежище - естественный или искусственный защищенный рейд для укрытия судов от шторма.
Мол - портовое сооружение, примыкающее к берегу в виде дамбы из камня, ряжей или песка с каменной одеждой, служащее для ограждения акватории от волнения. Нередко молы оборудуются местами для причала судов.
Дамба - гидротехническое сооружение, аналогичное земляной плотине, возводимое для ограждения каналов или рейдов от наносов и волн, а также для предохранения берега от затопления и размывания.

Названия и характер грунта морского дна:

  • Камень - отдельные глыбы, обломки скал.
  • Валуны - большие обломки горных пород без острых граней.
  • Щебень - небольшие обломки горных пород с острыми краями.
  • Галька - мелкие округлившиеся обломки горных пород.
  • Гравий - измельченная галька.
  • Песок - грунт, содержащий 95% частиц крупнее 0,01 мм.
  • Ил - грунт, содержащий 50-70% частиц крупнее 0,01 мм.
  • Песчаный ил - грунт, содержащий 10-30% частиц размером    меньше 0,01 мм.
  • Глина - вязкий грунт, состоящий из частиц менее 0,001 мм.
  • Глинистый ил - грунт, в котором более 50% частиц размером меньше 0,01 мм.
  • Твердый грунт - массивные горные породы, залегающие под водой.

Мягкие грунты различаются по цвету: белый, бурый, желтый, красный, зеленый, коричневый, серый и т.д.

Ограждение навигационных опасностей

Средства навигационного ограждения опасностей в море подразделяются на береговые и плавучие. Подробнее...

Ограждение опасностей

В 1980 г. на конференции Международной ассоциации маячных служб было решено создать единую систему ограждения навигационных опасностей плавучими предостерегательными знаками, которая получила наименование Система ограждения МАМС. ( вставка №7).

Система объединяет пять типов знаков: кардинальные знаки (вставка №7); знаки ограждающие отдельные опасности (вставка №7, рис 20); осевые знаки, или знаки чистой воды ( №7, рис 21); латеральные знаки ( вставка №7, рис 22, 23) и знаки специального назначения (вставка №7, рис 24).

Системой предусмотрено деление Мирового океана на 2 региона: регион А и регион Б, которые отличаются только принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками. В регионе А, в который входит и Российская Федерация, с левой стороны фарватера (при ходе с моря) - красный цвет окраски знаков, в регионе Б - зеленый.

Кардинальные знаки выставляются по принципу ограждения навигационных опасностей относительно стран света и обозначают сторону, с какой следует обходить опасность. Горизонт вокруг опасности условно делится на секторы: северный между румбами NW и NE, восточный -между NE и SE, южный - между SE и SW и западный - между SW и NW. Определенной формы для знаков не установлено. Они выставляются в одном, нескольких или во всех секторах и называются по наименованию этих секторов. Топовая фигура имеет вид двух черных конусов.

Знаки ограждающие отдельные опасности. Форма буя любая. Выставляются непосредственно над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Топовая фигура имеет вид черных шаров (один над другим).

Осевые знаки. Форма - буи сферические или столбовидные и вехи. Обозначают ось фарватера и окружены со всех сторон безопасными глубинами. Топовая фигура - красный шар.

Латеральные знаки.

  1. Знаки ограждения сторон фарватеров. Форма знаков левой стороны - буи цилиндрические, столбовидные или вехи. Топовая фигура - красный цилиндр. Огонь: цвет Кр (красный), характер любой, кроме Пр (2+1). Форма знаков правой стороны - буи конические, столбовидные или вехи. Топовая фигура -зеленый конус вершиной вверх. Огонь: Зл (зеленый), характер любой, кроме Пр (2+1).
  2. Знаки разделения фарватеров. Форма знаков «основной фарватер справа» - буи цилиндрические, столбовидные или вехи. Топовая фигура - красный цилиндр. Форма знаков «Основной фарватер слева» - буи конические, столбовидные или вехи. Топовая фигура - зеленый конус вершиной вверх.

Знаки специального назначения. Форма знаков - любая. Топовая фигура - желтый косой крест, обозначают специальные районы или объекты (ограждение района свалки грунта или района военных учений, ограждение подводных кабелей и трубопроводов, обозначение зоны отдыха и т.д.). Цвет огня желтый. На вставках 7 и 10 приведены схемы расстановки плавучих знаков МАМС в регионе А с их видами в ночное и дневное время.