Пропорции современных круизных яхт можно выразить через
главный размер Lквл. Собственно Lквл
лежит обычно в пределах 2,5 ÷ 20 м.
Lmах ≥ Lквл. Lmax
может достигать 1,3Lквл однако имеется тенденция к
Lmах = Lквл.
Н = (1 ÷ 1,5)Lквл, чаще
всего H ≈ 1,3Lквл.
hcт = (0,75 ÷ 1)H; лучше
когда hcт = H, однако возникают проблемы прочности
мачты.
hб = (0,07 ÷ 0,2)Lквл; чем больше
hб, тем мореходнее яхта.
∆ ≈ 0,1Lквл —
смещение ЦП в нос от ЦБС. Очень важная величина, влияющая на управляемость
яхты.
Тобщ = (0,2 ÷ 0,3)Lквл; Тк ≈
0,05Lквл.
Плавник, как и перо руля — подводные крылья.
Они действуют как крыло планера, только расположены
вертикально.
sк ≈ 0,6Lквл ×
Тк;
sп ≈ 0,6Sк = 0,036Lквл ×
Tк.
Многое зависит от формы подводного крыла, т. е. от t, 1,
b.
В поперечном сечении плавник и перо руля имеют форму капли с тупым концом
вперед. t ≈ (1,8 ÷ 2,5)l = (0,18 ÷ 0,25)Lквл, где l ≈
0,1Lквл; b ≈ (0,012 ÷ 0,015)Lквл.
Для
пера руля соотношение между t, 1 и b — аналогичны, но для руля sр ≈
0,25sп.
mпл ≤ (0,2 ÷ 0,4)V для крейсерских и килевых
яхт;
mпл ≈ 0 для легких лодок, швертботов, парусных досок и
катамаранов (вообще для многокорпусных яхт),
V = (0,0046 ÷
0,007)L3квл; S = (0,5 ÷
0,75)L2квл;
Sст ≈ Sгр, лучше
когда Sст = 1,25Sгр .
Bmax ≈ (0,3 ÷
0,45)Lквл. Вквл ≈ (0,27 ÷
0,4)Lквл.
Bк ≈ Вквл.
За пестротой обозначений, терминов и численных соотношений не легко угадать
прелесть классической круизной яхты. Поэтому сформулируем ее преимущества в
кратком словесном виде.
Во-первых, и это главное, круизный бермудский шлюп доброй пропорции
хороший лавировщик. «Мертвая зона», куда рулевой не может сразу и
непосредственно (разве что под мотором) привести яхту, составляет всего лишь
около 90° из 360° (по 45° на правую и левую стороны от направления навстречу
ветру). При парусах высокого аэродинамического качества и высоких аналогичных
характеристиках плавника и в целом подводной части яхты эту цифру можно снизить
до 80°.
Гоночные большие супер-яхты достигают даже 60°. Однако, каждый градус
навстречу ветру обходится все дороже и дороже, что требует сверх дорогую
парусную ткань и тем более готовые паруса. Самые современные мачты, такелаж,
устройства управления и оборудование тоже стоят дороже обычных. Не менее дорого
обходятся и гидродинамические качества подводной части яхты: сложные формы
плавника, сверхчистые поверхности, не допускающие малейших прилипаний водорослей
и другой грязи, «узкие» ворота режимов плавания: строгое выдерживание углов
атаки парусов по отношению к переменному ветру, сверхточный учет
дестабилизирующих факторов (волны, течения и др. и т. д. и т. п.) требуют
применения дорогостоящих приборов и компьютеров в процессе плавания.
Во-вторых, круизный бермудский шлюп доброй пропорции удобен в
управлении и не требует многочисленной команды вследствие хорошо организованной
проводки шкотов и механизации органов управления: лебедки, блоки, стопора,
рулевое устройство — предельно просты.
В-третьих, на попутных курсах, где треугольные (бермудские) паруса не
являются самыми эффективными, имеется возможность ставить дополнительный парус
из легкой ткани — спинакер или генакер (генакер — несимметричный спинакер,
спинакер же напоминает парашют и сравним по площади с суммарной площадью
лавировочных парусов). Это дает заметный прирост скорости и достигается максимум
возможного. Применение спинакера или генакера требуют хорошей слаженности от
экипажа в управлении. Справедливость требует сказать, что на бермудском шлюпе
паруса поставленные «бабочкой» на курсе фордевинд позволяют без хлопот идти в
турпоход.
В-четвертых, широкое и плоское днище кормы в сочетании с высокой
энерговооруженностью (т. е. S/V = 24 ÷ 30 м2/на тонну водоизмещения) позволяет
яхте выходить из водоизмещающего режима плавания в режим серфинга и достигать
скорости хода выше, чем ее ограничивает закон Фруда в водоизмещающем режиме (по
Фруду
или с учетом
1узел = 1853 м/час, или 0,514 м/с, 1фут = 0,3048 м.
). Надежную круизную яхту типа
бермудский шлюп можно создать относительно дешево.
На прямой вопрос: «Какова скорость яхты?» Ответ таков: «Она всегда
разная».
При скорости ветра равной нулю (полный штиль) яхта будет стоять или
сплавляться по течению или грести парусами за счет набегающих волн и чуть
двигаться. В этом случае выручает мотор или весла. Но, это редкая ситуация,
когда совсем не дует.
При невысокой волне (для каждого размера яхты это своя величина) при ветре 3
÷ 4 балла (3,4 ÷ 7,9 м/с) яхта средних размеров (≈ 6 ÷ 7 м по КВЛ) развивает
скорость согласно формуле Фруда около 10 ÷ 13 км/ч. Для этой же яхты при
скорости ветра 12 м/с можно достичь скорости 25 км/ч. Яхты больших размеров
ходят быстрее, меньших размеров — медленнее.
В условиях крепкого ветра и шторма (свыше 20 м/с) самый быстрый ход бывает
курсом галфвинд вдоль волны или чуть наискосок. Встречные к волне курсы под
острым углом к ветру ход сильно замедляют, а малые яхты уже не могут бороться со
стихией и дрейфуют по ветру или останавливаются на якорях.
Ход на попутной волне выводит яхту на режим серфинга и глиссирование.
Скорость увеличивается до скорости ветра и более!
У рулевого (капитана) яхты большой выбор различных вариантов: пытаться
двигаться в выбранном направлении, скрыться в убежище, встать на якорь,
попробовать использовать мотор, несмотря на то, что круизная яхта —
само-выпрямляющаяся яхта, если даже окажется мачтой вниз — это за счет массы
плавника.
При чрезмерной для вашей яхты силе ветра, когда возникают опасный (большой и
рывками) крен и сильный дрейф, уменьшают площадь парусности, на морском языке:
«берут рифы». Эта операция значительно облегчается и ускоряется, если на яхте
сделаны устройства для скручивания парусов: закрутка стакселя вокруг передней
шкаторины, патент-риф грота для скручивания его по нижней шкаторине с
одновременным потравливанием фала.
Увлечение яхтами — выжимателями скорости всеми возможными способами, уже на
этапе конструирования приводит к ухудшению их обитаемости (т. е. бытовых
условий) и, главное, к снижению надежности, поскольку сверх-облегченные яхты
часто попадают в условия на грани их прочности. Управление такими яхтами требует
высочайшей квалификации экипажа.