Реверс-редуктор (рис. 55) служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя, расположенного вертикально, к горизонтальному валу гребного винта, а также для снижения частоты вращения гребного винта с целью увеличения его КПД.
Рис. 55. Реверс-редуктор лодочных моторов "Вихрь-25" и "Вихрь-30". 1 — корпус редуктора; 2 — тяга реверса; 3 — корпус водопомпы; 4 — крыльчатка 5 — пластина; 6 — сальник; 7 — шарикоподшипник № 202; 8 — вал-шестерня; 9 — роликоподшипник № 7200; 10 — регулировочное кольцо; 11 — шестерня переднего хода; 12 — упорный подшипник №8106; 13 — игольчатый подшипник, 14 — втулка; 15 — муфта; 16 — шестерня заднего хода; 17 — рычаг реверса; 18 — крышка; 19 — пробка; 20 — сальник; 21, 24, 25 — кольца уплотнительные; 22 — гребной вал; 23 — стакан; 26 — втулка тяги реверса
В конструкции реверс-редуктора имеется муфта, позволяющая разобщать гребной вал от коленчатого вала двигателя, т. е. обеспечивать холостой ход, а также изменять направление вращения гребного винта с целью получения заднего хода. Этот узел работает в условиях тяжелых нагрузок, причем постоянно находится под водой, поэтому требуется сохранение его герметичности.
Корпус редуктора изготовлен из алюминиевого сплава и имеет разъем по оси гребного вала. Благодаря этому, вывернув семь винтов крепления крышки, можно получить свободный доступ к деталям редуктора, чтобы, например, проверить работу реверса, зацепление шестерен, а также осмотреть подшипник, не разбирая сам редуктор. Чтобы повысить надежность и бесшумность передачи, зацепление в конических шестернях выполнено спиральным зубом с торцевым модулем 2.7 (рис. 56).
Рис. 56. Шестерня переднего хода с коническим спиральным зубом
Ведущая малая шестерня изготовлена заодно с валом и установлена в корпусе редуктора в двух подшипниках: нижнем коническом роликовом № 7204 и верхнем шариковом № 202. Конические ведомые шестерни переднего и заднего хода свободно вращаются на гребном валу. Передний конец гребного вала вместе со ступицей шестерни переднего хода опирается на радиальный подшипник 2.119-000 с роликами диаметром 3.0 мм и длиной 11.5 мм, задний — с зазором 0.066-0.102 мм на радиальный подшипник скольжения 2.212-002. Ролики, шестерню переднего хода (п. х.) по наружному диаметру ступицы и втулку по внутреннему диаметру разделяют на две размерные группы для лучшего подбора зазора. Номера групп наносятся электрогрифом на выступах шестерни и на торцах втулки.
Диаметр шестерни и втулки, мм
Группа |
Шестерня п. х. |
Втулка |
Ролики |
1 (одна риска) |
29.030-29.020 |
35.050-35.038 |
3.0-2.993 |
2 (две риски) |
29.020-29.010 |
35.038-35.025 |
2.993-2.990 |
В редукторе шестерни переднего и заднего хода находятся в постоянном зацеплении с ведущей шестерней. Для сцепления гребного вала с одной из ведомых шестерен предназначена муфта 2.202-028, скользящая вдоль гребного вала и соединенная с ним посредством шлиц. На торцах муфты и шестерен имеются уступы, при их соединении обеспечивается включение переднего, заднего или нейтрального хода (рис. 57). Перемещается муфта под действием тяги реверса.
Рис. 57. Муфты: а — до модернизации; б — после нее (ясно видно усиление уступа).