animateMainmenucolor

Реверс-редуктор лодочного мотора Вихрь

Реверс-редуктор (рис. 55) служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя, расположенного вертикально, к горизонтальному валу гребного винта, а также для снижения частоты вращения гребного винта с целью увеличения его КПД.

Рис. 55. Реверс-редуктор лодочных  моторов "Вихрь-25" и "Вихрь-30". 1 — корпус редуктора; 2 — тяга реверса; 3 — корпус водопомпы; 4 — крыльчатка 5 — пластина; 6 — сальник; 7 — шарикоподшипник № 202; 8 — вал-шестерня; 9 — роликоподшипник № 7200; 10 — регулировочное кольцо; 11 — шестерня переднего хода; 12 — упорный подшипник №8106; 13 — игольчатый подшипник, 14 — втулка; 15 — муфта; 16 — шестерня заднего хода; 17 — рычаг реверса; 18 — крышка; 19 — пробка; 20 — сальник; 21, 24, 25 — кольца уплотнительные; 22 — гребной вал; 23 — стакан; 26 — втулка тяги реверса

В конструкции реверс-редуктора имеется муфта, позволяющая разобщать гребной вал от коленчатого вала двигателя, т. е. обеспечивать холостой ход, а также изменять направление вращения гребного винта с целью получения заднего хода. Этот узел работает в условиях тяжелых нагрузок, причем постоянно находится под водой, поэтому требуется сохранение его герметичности.

Корпус редуктора изготовлен из алюминиевого сплава и имеет разъем по оси гребного вала. Благодаря этому, вывернув семь винтов крепления крышки, можно получить свободный доступ к деталям редуктора, чтобы, например, проверить работу реверса, зацепление шестерен, а также осмотреть подшипник, не разбирая сам редуктор. Чтобы повысить надежность и бесшумность передачи, зацепление в конических шестернях выполнено спиральным зубом с торцевым модулем 2.7 (рис. 56).

Рис. 56. Шестерня переднего хода с коническим спиральным зубом

Ведущая малая шестерня изготовлена заодно с валом и установлена в корпусе редуктора в двух подшипниках: нижнем коническом роликовом № 7204 и верхнем шариковом № 202. Конические ведомые шестерни переднего и заднего хода свободно вращаются на гребном валу. Передний конец гребного вала вместе со ступицей шестерни переднего хода опирается на радиальный подшипник 2.119-000 с роликами диаметром 3.0 мм и длиной 11.5 мм, задний — с зазором 0.066-0.102 мм на радиальный подшипник скольжения 2.212-002. Ролики, шестерню переднего хода (п. х.) по наружному диаметру ступицы и втулку по внутреннему диаметру разделяют на две размерные группы для лучшего подбора зазора. Номера групп наносятся электрогрифом на выступах шестерни и на торцах втулки.

Диаметр шестерни и втулки, мм

Группа

Шестерня п. х.

Втулка

Ролики

1 (одна риска)

29.030-29.020

35.050-35.038

3.0-2.993

2 (две риски)

29.020-29.010

35.038-35.025

2.993-2.990

В редукторе шестерни переднего и заднего хода находятся в постоянном зацеплении с ведущей шестерней. Для сцепления гребного вала с одной из ведомых шестерен предназначена муфта 2.202-028, скользящая вдоль гребного вала и соединенная с ним посредством шлиц. На торцах муфты и шестерен имеются уступы, при их соединении обеспечивается включение переднего, заднего или нейтрального хода (рис. 57). Перемещается муфта под действием тяги реверса.

Рис. 57. Муфты: а — до модернизации; б — после нее (ясно видно усиление уступа).

Причины возможных неполадок и их устранение в редукторе лодочного мотора Вихрь

При эксплуатации нового лодочного мотора долговечность его редуктора зависит от правильности зацепления шестерен и герметичности уплотнений. Поэтому крайне необходимо контролировать отсутствие воды внутри редуктора. Подробнее...

Изменения редукторов лодочного мотора Вихрь в ходе их модификации

До 1975 г. лодочные моторы "Вихрь" и "Вихрь-М" комплектовались реверс-редукторами 2.202-700, в которых верхней опорой вала-шестерни 2.202-020 была медно-графитовая втулка. С 1975 г. с целью повышения надежности медно-графитовую втулку заменили шарикоподшипником № 202, установив его между двумя сальниками 4.215-100 и заполнив свободную полость густой смазкой. Подробнее...