animateMainmenucolor

Использование радиоэлектронных средств на маломерных судах

Основные определения

Плавания по любым водоемам - рекам, озерам, водохранилищам - всегда сопряжены с опасностью для судна и человеческой жизни. Но опасность многократно возрастает, когда плавание осуществляется по морю, а также крупным озерам и водохранилищам. Каждый судоводитель, который когда-либо попадал в шторм, знает, что водная стихия, став грозной и беспощадной, не прощает легкомысленного отношения к себе и сурово карает за проявленную беспечность, ошибки и просчеты.

Поэтому, первейшей задачей судоводителей и судовладельцев является обеспечение своего маломерного судна, его экипажа и пассажиров всем необходимым для безопасности плавания в любых условиях, в том числе и современными радиоэлектронными средствами, позволяющими определять место судна, обнаруживать различные навигационные опасности и встречные суда, практически при любых погодных условиях, а в случае необходимости, при бедствии, выйти в эфир по радиосвязи и запросить помощь.

В этом разделе содержится информация о существующих радиоэлектронных средствах и системах, предназначенных для обеспечения безопасного плавания маломерного судна и сохранения человеческой жизни, а также предложения по принципам комплектации маломерных судов современными радиоэлектронными средствами исходя из условий его эксплуатации, присвоенного судну района плавания и степени обитаемости.

  1.  GPS - аббревиатура от Global Positioning Sistem (Глобальная система определения местоположения) - радиоэлектронная система определения места судна , имеющая в своей основе группу спутников, постоянно вращающихся вокруг Земли и передающих кодированную информацию, позволяющую любому обладателю GPS-приемника определять свое местоположение.
  2. ГМССБ - Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания. Система связи с высокой степенью автоматизации передачи и приема сообщений, основанная на использовании спутниковых и усовершенствованных традиционных средств и методов радиосвязи.
  3. РЛС - радиоэлектронное устройство для наблюдения за окружающей обстановкой в условиях ограниченной видимости путем передачи высокочастотных электромагнитных колебаний и последующего приема эхо-сигналов отразившихся от окружающих судно объектов.
  4. Эхолот - радиоэлектронное устройство для определения глубины под килем судна путем измерения времени прохождения ультразвукового импульса от вибратора-излучателя до морского или речного дна и обратно до вибратора-приемника.
  5. Сонар - эхолот переднего обзора или впередсмотрящий эхолот - радиоэлектронное устройство, действующее по принципу эхолота и предназначенное для обзора подводного пространства перед судном с целью обнаружения имеющихся препятствий.
  6. Картплоттер - электронный прибор на базе персонального компьютера, работающий по специально заложенной в него программе и отображающий на своем экране электронную карту, положение судна, его координаты, курс, линию пути, а также весь маршрут судна, путевые точки на маршруте и т.д..
  7. Авторулевой - электронное устройство для автоматического удержания маломерного судна на заданном курсе или линии пути.

Особенности радиосвязи на ВВП Российской Федерации

Наша страна является не только великой морской державой, в большей степени, великой речной - большая часть водных путей России приходится на реки, озера, водохранилища, на которых базируется основная часть маломерных судов, и которые используются для движения больших судов. Подробнее...

Авторулевые

В настоящее время на моторных и крейсерских парусных яхтах, совершающих дальние плавания, стали применяться электронные авторулевые, существенно облегчающие управление и повышающие точность навигации. Авторулевой может выполнять следующие функции:

  • Режим «Навигация». Автоматически удерживает яхту на заданной линии пути. Сопряжен с приемоиндикатором системы GPS при плавании по путевым точкам;
  • Режим «Компас». Автоматически удерживает яхту на заданном компасном курсе. Сопряжен с магнитным компасом - сенсорным датчиком;
  • Режим «Ветер». Управляет яхтой после введения заданного курсового угла вымпельного ветра. Работает совместно со стационарным анемометром;
  • Режим «Управление». Управляет рулем, позволяет избежать больших усилий при его перекладке во время выполнения маневра.

Существенно облегчая управление судна при длительном плавании, авторулевой не может заменить судоводителя с его опытом и знаниями. Кроме того, необходимо также учитывать, что на яхте при попутном ветре (фордевинд или полный бакштаг) электронный авторулевой работает неустойчиво и «опаздывает» с перекладкой руля.