animateMainmenucolor
Главная / Яхты / Парусные суда, яхты / Чертёж яхты / Последовательность вычерчивания чертежа яхты

Последовательность вычерчивания чертежа яхты

Разметьте большой лист ватмана с учетом выбранного масштаба (Удобные масштабы 1:10 или 1:20) линиями ДП; I, II и т. д.; рис. стр. 89, 1, 2, 3 и т. д., КВЛ, ВЛ1, ВЛ2, ВЛЗ, ОП, Б1, Б2 на месте будущих проекций: БОК, ПОЛУШИРОТА, КОРПУС.

На проекции «БОК» вычертите желаемый профиль корпуса в ДП.

На проекции «Полуширота» вычертите желаемый контур линий борт-палуба и кормы.

Перенесите с проекций «БОК» и «Полуширота» на проекцию «Корпус» точки пересечения линии борта и линии днища с линией мидель-шпангоута. Таким образом, на проекции «Корпус» вы получили две крайних точки мидель-шпангоута (точки 1 и 2 рис. 9.2). Между этими точками можно провести множество кривых: выберите любую желаемую вами и вычертите мидель-шпангоут и тем самым задайте ширину ватерлинии в плоскости (т. е. на проекции «Корпус» точка 3).

С проекции «Корпус» ширину ватерлиний перенесите на проекцию «Полуширота». Носовые и кормовые точки ватерлиний берут с проекции «БОК» от линии днища (с форштевнем), пересекающей КВЛ, ВЛ1, ВЛ2, ВЛЗ. Для каждой вычерчиваемой ватерлинии имеется три определенные в IV точки: носовая, кормовая и «ширина». Выбор кривизны ватерлиний дело вашего представления или желания формы корпуса яхты. (К слову: большинство современных яхт имеют ватерлинии каплевидной формы с острым концом в нос).

Рис. 9.4. Ватерлинии каплевидной формы

Примечание: соседствующие ватерлинии не должны по характеру отличаться друг от друга. В противном случае на корпусе яхты могут появится «флюсы» и впадины. Равномерной плавно-выпуклой поверхности может не получиться. Это проявится и в форме шпангоутов, потому, что ватерлинии, вычерченные довольно произвольно, уже диктуют форму шпангоутов.

Пересечение группы ватерлиний с линиями 1, 2, 3, ... шпангоутов на проекции (рис. 9.3) «Полуширота» дают координаты соответствующих шпангоутов для проекции «Корпус». Верхняя и нижняя точка шпангоута берутся от линии борта и днища с проекции «БОК». Важно внимательно и тщательно их перенести с помощью циркуля (Следует помнить, что точность выполнения чертежа очень важна потому, что в натуре любая ошибка будет многократно увеличена соответственно масштабу (10 или 20 и т. д. раз!).) Чтобы не запутаться во множестве переносимых точек следует придерживаться правила: переносятся точки только одного шпангоута последовательно, начиная с самой нижней, после этого шпангоут сразу вычерчивают на проекции «Корпус». Далее операция повторяется для остальных шпангоутов.

Вычерченные шпангоуты дают координаты батоксов для проекции (рис. 9.3) «БОК». Точки пересечения шпангоутов с линиями I, II, III на проекции «Корпус» переносят так же системно, аналогично предыдущему п. VI на проекцию «БОК». Для примера, шпангоуты, пересекаясь с линией I, дадут (размеры) положения точек первого батокса для построения его на проекции «БОК».

Для удобства дальнейшего пользования теоретическим чертежом составляют таблицы плазовых ординат. А именно, по горизонтальной оси «Y», т. е. с проекции «Корпус» со всех ватерлиний и выше (ЛБ, ББ1, КВЛ, ВЛ1, ВЛ2, ВЛЗ, и т. д.) в таблицу записывают значения «ширины» шпангоутов в мм на определенной высоте от ОП.

При этом помним, что между ЛБ, Б1... ВЛЗ имеются определенные (лучше одинаковые) расстояния. Эти расстояния должны быть учтены в дальнейших расчетах площадей шпангоутов и объемов шпаций. Ниже приведем два примера теоретических чертежей яхт. Рассмотрите их внимательно. Они выполнены несколько в иных обозначениях, но суть одна: задана форма корпуса.

Возьмите лист клетчатой бумаги и пока без чертежных инструментов — одним карандашом проделайте разок все описанное и вы поймете, что овладели черчением и чтением теоретического чертежа.

Рис. 9.5. Теоретический чертеж

Рис. 9.6. Теоретический чертеж с таблицей плазовых ординат

Таблица плазовых ординат

Линия

Номер шпангоута


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тр.


Полушироты от ДП

Линия борта — ЛБ

392

684

897

1040

1120

1152

1150

1130

1070

992

876

Ватерлиния —
7

6

5

4

3

2

1


176

110

96

55

20

-

-


511

473

426

364

295

199

55


766

733

696

630

549

418

233


944

919

890

835

753

616

397


1063

1045

1015

970

892

740

480


1125

1160

1080

1045

980

821

573


1130

1130

1110

1070

1000

870

602


1112

1096

1078

1040

970

815

411


1045

1030

1006

959

876

677

-


952

930

896

826

718

426

-


835

800

753

660

493

-

-

Киль — ЛК

15

25

48

69

69

69

69

69

69

62

55


Высоты от КВЛ

Линия борта — ЛБ

950

890

646

808

780

759

746

732

726

732

746

Батокс —
Б3

Б2

Б1


-

-

753


-

673

11


-

68

-179


256

-122

-253


11

-171

-274


-65

-205

-288


-89

-212

-271


-63

-178

-230


27

-133

-193


237

-56

-137


-

66

-48

Киль — ЛК

0

-248

-312

-343

-344

-332

-304

-260

-214

-154

-86