Разметьте большой лист ватмана с учетом выбранного масштаба (Удобные масштабы 1:10 или 1:20) линиями ДП; I, II и т. д.; рис. стр. 89, 1, 2, 3 и т. д., КВЛ, ВЛ1, ВЛ2, ВЛЗ, ОП, Б1, Б2 на месте будущих проекций: БОК, ПОЛУШИРОТА, КОРПУС.
На проекции «БОК» вычертите желаемый профиль корпуса в ДП.
На проекции «Полуширота» вычертите желаемый контур линий борт-палуба и кормы.
Перенесите с проекций «БОК» и «Полуширота» на проекцию «Корпус» точки
пересечения линии борта и линии днища с линией мидель-шпангоута. Таким образом,
на проекции «Корпус» вы получили две крайних точки мидель-шпангоута (точки 1 и 2
рис. 9.2). Между этими точками можно провести множество кривых: выберите
любую желаемую вами и вычертите мидель-шпангоут и тем самым задайте ширину
ватерлинии в плоскости (т. е.
на проекции «Корпус» точка 3).
С проекции «Корпус» ширину ватерлиний перенесите на проекцию «Полуширота». Носовые и кормовые точки ватерлиний берут с проекции «БОК» от линии днища (с форштевнем), пересекающей КВЛ, ВЛ1, ВЛ2, ВЛЗ. Для каждой вычерчиваемой ватерлинии имеется три определенные в IV точки: носовая, кормовая и «ширина». Выбор кривизны ватерлиний дело вашего представления или желания формы корпуса яхты. (К слову: большинство современных яхт имеют ватерлинии каплевидной формы с острым концом в нос).
Рис. 9.4. Ватерлинии каплевидной формы
Примечание: соседствующие ватерлинии не должны по характеру отличаться друг от друга. В противном случае на корпусе яхты могут появится «флюсы» и впадины. Равномерной плавно-выпуклой поверхности может не получиться. Это проявится и в форме шпангоутов, потому, что ватерлинии, вычерченные довольно произвольно, уже диктуют форму шпангоутов.
Пересечение группы ватерлиний с линиями 1, 2, 3, ... шпангоутов на проекции (рис. 9.3) «Полуширота» дают координаты соответствующих шпангоутов для проекции «Корпус». Верхняя и нижняя точка шпангоута берутся от линии борта и днища с проекции «БОК». Важно внимательно и тщательно их перенести с помощью циркуля (Следует помнить, что точность выполнения чертежа очень важна потому, что в натуре любая ошибка будет многократно увеличена соответственно масштабу (10 или 20 и т. д. раз!).) Чтобы не запутаться во множестве переносимых точек следует придерживаться правила: переносятся точки только одного шпангоута последовательно, начиная с самой нижней, после этого шпангоут сразу вычерчивают на проекции «Корпус». Далее операция повторяется для остальных шпангоутов.
Вычерченные шпангоуты дают координаты батоксов для проекции (рис. 9.3) «БОК». Точки пересечения шпангоутов с линиями I, II, III на проекции «Корпус» переносят так же системно, аналогично предыдущему п. VI на проекцию «БОК». Для примера, шпангоуты, пересекаясь с линией I, дадут (размеры) положения точек первого батокса для построения его на проекции «БОК».
Для удобства дальнейшего пользования теоретическим чертежом составляют таблицы плазовых ординат. А именно, по горизонтальной оси «Y», т. е. с проекции «Корпус» со всех ватерлиний и выше (ЛБ, ББ1, КВЛ, ВЛ1, ВЛ2, ВЛЗ, и т. д.) в таблицу записывают значения «ширины» шпангоутов в мм на определенной высоте от ОП.
При этом помним, что между ЛБ, Б1... ВЛЗ имеются определенные (лучше одинаковые) расстояния. Эти расстояния должны быть учтены в дальнейших расчетах площадей шпангоутов и объемов шпаций. Ниже приведем два примера теоретических чертежей яхт. Рассмотрите их внимательно. Они выполнены несколько в иных обозначениях, но суть одна: задана форма корпуса.
Возьмите лист клетчатой бумаги и пока без чертежных инструментов — одним карандашом проделайте разок все описанное и вы поймете, что овладели черчением и чтением теоретического чертежа.
Рис. 9.5. Теоретический чертеж
Рис. 9.6. Теоретический чертеж с таблицей плазовых ординат