Когда солнце стоит низко над горизонтом, а также при волнении моря значительная часть света не проникает в воду. Чтобы максимально использовать естественное освещение, снимать лучше в течение двух часов до и двух часов после самого высокого положения солнца на небосводе. Под водой солнечный свет способен создавать захватывающие эффекты, в особенности при силуэтной подводной съемке, однако в принципе солнце должно находиться у вас за спиной и освещать объект фотографирования.
Обучение использованию камеры Nikonos с единственной вспышкой при съемке крупным планом. Обратите внимание на то, что дайверы расположились на «мертвом» песке
Вода работает как сине-зеленый светофильтр, поглощающий красный цвет, поэтому цветная пленка будет иметь сине-зеленый оттенок. Корректировать цветопередачу при естественном освещении можно использованием различных фильтров, предназначенных дтя работы в водах тропиков или зоны умеренного климата, однако фильтры частично поглощают и без того скудный свет. Вспышка позволяет передавать естественные краски подводных объектов и получать четкие снимки.
Современные вспышки (стробы) оснащены системой автоматической, экспозиции TTL. Большие подводные вспышки имеют хорошие широкоугольные характеристики, проявляющиеся на дистанции до 1.5 м. У небольших вспышек угол освещения меньше, и они эффективны лишь на расстоянии до 1 м. Рассеиватели способны увеличить угол, однако мощность вспышки уменьшится по крайне мере на одно значение диафрагмирования. Большинство атмосферных вспышек совершеннее подводных и для использования под водой могут помешаться в специальные футляры.
Вспышки, установленные на камеру или рядом с ней будут освещать взвешенные в воде твердые частицы, и те будут светиться, как звезды на ночном небе (обратное рассеяние). Чем ближе такие частицы к камере, тем крупнее они будут казаться.
Держите вспышку как можно выше над камерой и сбоку от нее. Две узкоугольные вспышки, расположенные по обе стороны от камеры, слегка развернутые вовне, но с взаимным наложением их света в центре, часто дают лучший результат, чем одна широкоугольная вспышка. Изображение, однако, будет лишено рельефности и той четкости, которую обеспечивает наличие теней.
Когда вы фотографируете других дайверов, глаза под маской должны быть освешены и находиться в фокусе. Вспышки с цветовой температурой 4500 К обеспечивают более точную передачу оттенков кожи и цветов за счет некоторого возмещения отфильтровываемого водой красного цвета.
При использовании много-вспышечной установки параметры срабатывания основное вспышки будут определяться системой TTL (при ее наличии), а все другие вспышки при отсутствии функции TTL-Slave будут работать с запрограммированной производительностью, и для получения моделирующего освещения их мощность необходимо будет уменьшить. Соответственно, свет вспышек с функцией TTL-Slave слабее, чем у основной вспышки.
Хотя под водой объект съемки воспринимается глазом и объективом камеры ближе, свет вспышки должен падать прямо на него. Поэтому узкоугольные вспышки должны нацеливаться как бы за объект. Решить эту проблему, как и проблему наведения фокуса при ночной подводной съемке, помогут встроенные указательно-фокусировочные фонари или просто закрепленный на вспышке фонарь. Лучше, если встроенные фонари будут работать от отдельного источника питания, иначе аккумулятора вспышки на все время погружения не хватит.