animateMainmenucolor

Навигационные плавучие знаки

Основные термины

Плавучие навигационные знаки служат для ограждения опасностей, указания кромок и оси судового хода. Эти знаки в зависимости от конкретных условий выставляются на водных объектах по определенной системе: латеральной или кардинальной. На внутренних водных путях обычно применяются 3 разновидности плавучих знаков: буи, бакены и вехи. 

Буи. Представляют собой металлические поплавки конической или цилиндрической формы, устанавливаемые на участках с сильным волнением. Буи имеют нумерацию.
Буй удерживается на месте с помощью якорного устройства. Длина якорной цепи в 2 - 3 раза превышает глубину в месте установки. Наиболее важными качествами буя являются его плавучесть и остойчивость. Буй оборудован сигнальным фонарем, который питается от электрических батарей, расположенных в специальном пенале внутри корпуса.

Бакены. Состоят из поплавковой части (плотика) и укрепленной на нем сигнальной фигуры (надстройки) трапецеидальной, круглой или прямоугольной формы.

Вехи. Представляют собой шест, прикрепленный тросиком к якорному грузу. Применяются как дневные плавучие знаки на реках с неосвещаемой судоходной обстановкой. Вехи могут выставляться дополнительно к буям и бакенам для их дублирования. Высота надводной части речных вех составляет 1 - 2 м, озерных - должна равняться надводной высоте выставляемых на данном участке буев. Навигационные плавучие знаки имеют свои отличительные признаки по раскраске, цвету и характеру огня, в зависимости от их назначения и системы расстановки.

Латеральная система расстановки плавучих навигационных знаков - система, при которой знаки обозначают стороны или ось судового хода. Применяется на реках, водохранилищах, каналах, небольших озерах и на подходах к морским портам. При этом установлено, что правый берег - это берег внутреннего водного пути, расположенный справа от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды, а левый берег - слева от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды. На каналах, озерах и водохранилищах направление течения принимается условно и сообщается в навигационных пособиях и документах. На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон (правая и левая) кромки устанавливается обычно по направлению от зоны выклинивания к плотине, на озерах - с учетом впадающих и вытекающих из них рек.
На подходах к портам, пристаням и убежищам, а также на судовых ходах рек, впадающих в водохранилище, наименование кромок судового хода принимается по направлению к транзитному судовому ходу.

Кардинальная система расстановки плавучих навигационных знаков - это система, при которой ограждение навигационных опасностей производится относительно сторон света по компасу. Применяется на морях, крупных озерах и в морских устьях больших рек.

На больших озерах и в устьях крупных рек для ограждения опасностей принята международная система навигационного оборудования - система МАМС (вставку №4, рис. 14).

При кардинальной расстановке плавучих знаков системы МАМС северные буй и веха устанавливаются к северу от опасности ( южные - к S, восточные - к Е, западные - к W) и для безопасного прохода их следует оставлять к югу (южные - к N, восточные - к W, западные - к Е). Характеристики огней этих знаков следующие:

  • северный буй - огонь белый частопроблесковый (50-60 проблесков в минуту);
  • южный буй -     огонь белый прерывистый частопроблесковый с последующим длительным (не менее 2 с) проблеском (6 частых и 1 длительный проблеск, период 15 с);
  • восточный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (3 частых проблеска и пауза, период 10 с);
  • западный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (9 частых проблесков и пауза, период 15 с).

Вершины этих буев и вех оборудованы топовыми фигурами в виде черных треугольников (голиков), расположение которых относительно друг друга на каждом знаке различно и указано на рисунке 14 (вставку №4). Опасности малых размеров могут ограждаться одним буем с вехой (вставку №4, рис. 15) без выставления других кардинальных знаков. Эти знаки выставляются непосредственно над опасностью.

Осевая система расстановки плавучих навигационных знаков в морских районах - применяется для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов), а также середины проходов в опасных для плавания районах (вставку №4, рис. 16). Латеральная система расстановки плавучих знаков в морских районах - применяется для ограждения сторон фарватеров (каналов) и проходов (вставку №4, рис. 17). Знаки специального назначения - применяются для обозначения якорных и карантинных стоянок (вставку №4, рис. 18).