Основные термины
Буи. Представляют собой металлические поплавки
конической или цилиндрической формы, устанавливаемые на участках с сильным
волнением. Буи имеют нумерацию.
Буй удерживается на месте с помощью якорного
устройства. Длина якорной цепи в 2 - 3 раза превышает глубину в месте установки.
Наиболее важными качествами буя являются его плавучесть и остойчивость. Буй
оборудован сигнальным фонарем, который питается от электрических батарей,
расположенных в специальном пенале внутри корпуса.
Бакены. Состоят из поплавковой части (плотика) и укрепленной на нем сигнальной фигуры (надстройки) трапецеидальной, круглой или прямоугольной формы.
Вехи. Представляют собой шест, прикрепленный тросиком к якорному грузу. Применяются как дневные плавучие знаки на реках с неосвещаемой судоходной обстановкой. Вехи могут выставляться дополнительно к буям и бакенам для их дублирования. Высота надводной части речных вех составляет 1 - 2 м, озерных - должна равняться надводной высоте выставляемых на данном участке буев. Навигационные плавучие знаки имеют свои отличительные признаки по раскраске, цвету и характеру огня, в зависимости от их назначения и системы расстановки.
Латеральная система расстановки плавучих навигационных
знаков - система, при которой знаки обозначают стороны или ось судового
хода. Применяется на реках, водохранилищах, каналах, небольших озерах и на
подходах к морским портам. При этом установлено, что правый берег - это берег
внутреннего водного пути, расположенный справа от наблюдателя, обращенного лицом
по течению воды, а левый берег - слева от наблюдателя, обращенного лицом по
течению воды. На каналах, озерах и водохранилищах направление течения
принимается условно и сообщается в навигационных пособиях и документах. На
транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон (правая и левая)
кромки устанавливается обычно по направлению от зоны выклинивания к плотине, на
озерах - с учетом впадающих и вытекающих из них рек.
На подходах к портам,
пристаням и убежищам, а также на судовых ходах рек, впадающих в водохранилище,
наименование кромок судового хода принимается по направлению к транзитному
судовому ходу.
Кардинальная система расстановки плавучих
навигационных знаков - это система, при которой ограждение навигационных
опасностей производится относительно сторон света по компасу. Применяется на
морях, крупных озерах и в морских устьях больших рек.
На больших озерах и
в устьях крупных рек для ограждения опасностей принята международная система
навигационного оборудования - система МАМС (вставку №4,
рис. 14).
При кардинальной расстановке плавучих знаков системы МАМС северные буй и веха устанавливаются к северу от опасности ( южные - к S, восточные - к Е, западные - к W) и для безопасного прохода их следует оставлять к югу (южные - к N, восточные - к W, западные - к Е). Характеристики огней этих знаков следующие:
-
северный буй - огонь белый частопроблесковый (50-60 проблесков в минуту);
-
южный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый с последующим длительным (не менее 2 с) проблеском (6 частых и 1 длительный проблеск, период 15 с);
-
восточный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (3 частых проблеска и пауза, период 10 с);
-
западный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (9 частых проблесков и пауза, период 15 с).
Вершины этих буев и вех оборудованы топовыми фигурами в виде черных треугольников (голиков), расположение которых относительно друг друга на каждом знаке различно и указано на рисунке 14 (вставку №4). Опасности малых размеров могут ограждаться одним буем с вехой (вставку №4, рис. 15) без выставления других кардинальных знаков. Эти знаки выставляются непосредственно над опасностью.
Осевая система расстановки плавучих навигационных знаков в морских районах - применяется для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов), а также середины проходов в опасных для плавания районах (вставку №4, рис. 16). Латеральная система расстановки плавучих знаков в морских районах - применяется для ограждения сторон фарватеров (каналов) и проходов (вставку №4, рис. 17). Знаки специального назначения - применяются для обозначения якорных и карантинных стоянок (вставку №4, рис. 18).