Определение направлений в море
Истинные направления. Зная положение истинного меридиана (NS) любое направление на поверхности земли (моря) можно определить углом между нордовой частью этого меридиана и направлением на предмет. При этом величина этого угла измеряется в градусах по круговой системе, т.е. от 0° до 360°.
Направление движения судна определяется положением его диаметральной плоскости (ДП). относительно нордовой части истинного меридиана. Истинный курс судна (ИК). Угол между нордовой частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна называется истинным курсом судна (рис. 165).
Рис. 165. Истинные направления
Истинный пеленг (ИП). Угол между нордовой частью истинного меридиана и направлением на наблюдаемый предмет называется истинным пеленгом (рис. 165). На практике судоводителю приходится иметь дело с обратным истинным пеленгом (ОИП). ОИП = ИП ± 180°.
Курсовой угол. (КУ). Угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на на блюдаемый пред мет называется курсовым углом (рис. 165). Курсовой угол с считывается от 0о до 180° и имеет на менование: лево борта (л/б) или npавого борта (п/б), в зависимости от нахождения предмета относительно ДП. В том случае, когда КУ = 90°, т.е. направление на предмет перпендикулярно ДП, то этот КУ называется траверзом (┴).
Для расчета истинных направлений используются формулы:
ИП =
ИК+ КУ
КУ = ИП - ИК
ИК = ИП - КУ
При этом КУ п/б имеет знак "+", а КУ л/б - знак " - ". В связи с тем, что Земля представляет собой огромный магнит с полюсами NM и SM, силы магнетизма располагают стрелку компаса в плоскости магнитного меридиана. Эта стрелка направлена одним концом на северный полюс, а другим на южный. Таким образом, магнитный меридиан, проходящий через ось магнитной стрелки, не совпадает с истинным меридианом и составляет с ним некоторый угол, который называется магнитным склонением (рис. 166).
Рис.166. Магнитное склонение
Магнитное склонение (d) - угол между нордовыми частями истинного и магнитного меридианов. Если d направлено к востоку, то оно называется остовым (Е) и имеет знак"+", если к западу - вестовым (W) и имеет знак Магнитное склонение имеет различные значения для разных мест на земной поверхности и, кроме того, это значение носит переменный характер. Конкретные величины d и его годового изменения даны для данного района плавания на навигационной морской карте. Учитывая, что карты издаются периодически, судоводитель должен учесть изменение склонения за годы, прошедшие с года издания карты до настоящего времени. Например, на карте указано, что магнитное склонение (d0) приведено к 1990 г. и в данном районе его значение равно 2°,5Е, годовое уменьшение Dd = 0°,1. Плавание осуществляется в 2000г. Требуется привести склонение к году плавания.
где d - склонение, приведенное к году плавания;
n - число
лет (разность между годом плавания и годом, к которому приведено склонение на
карте);
∆d - годовое изменение склонения (имеет знак"+", если увеличение,
знакесли уменьшение).
Примечание: знак "+" ставится перед n, если d -
восточное и «-», если d — западное.
d2000 = 2°,5 +
10(-0°,1) = + 1°,5
Ответ: d2000 = 1°,5Е.
Другой пример.
Зная величину магнитного склонения, легко рассчитать магнитные направления при известных истинных направлениях:
МК = ИК-d,
МП = ИП-d
Эти формулы алгебраические, поэтому при расчетах нужно учитывать знак склонения.
Примеры.
Решение (рис. 167): МК=45°,0-(-5°,0)=50°,0; МП=90°,0-(-5°,0)=95°,0; КУ=ИП-ИК=МП-МК=90°,0-45°,0=95°,0-50°,0=+45°,0=45° п/б
Ответы: МК = 50°,0; МП=95°,0; КУ=45°п/б
Кроме земного магнетизма на магнитную стрелку компаса действует судовое железо, которое имеет свойство намагничиваться от Земли. В связи с этим стрелка компаса под воздействием судового железа отклоняется от плоскости магнитного меридиана и направление, в котором располагается ось стрелки на судне, называется компасным меридианом. Отклонение стрелки компаса на судне от магнитного меридиана называется девиацией.
Девиация (δ) - угол между нордовыми частями магнитного и компасного меридианов (рис. 169).
Рис.169. Девиация
При отклонении NK к востоку от NM
девиация имеет знак "+", при отклонении NK к западу
от Nm девиация имеет знак " - ". Величина девиации зависит от курса
судна, а точнее от его положения относительно земных магнитных силовых
линий, и является величиной переменной. Если величина 8 путевого компаса на
судне превышает воспринимаются меры по ее уничтожению. Уничтожение девиации
производится специалистами с помощью магнитов и мягкой стали, помещаемых вблизи
от магнитного компаса. Однако уничтожить девиацию полностью невозможно. Поэтому
остаточную девиацию определяют на различных курсах и вносят в таблицу.
Существует достаточное количество способов определения остаточной девиации, но
все они основываются на том, что необходимо установить разность между известными
магнитными и взятыми по компасу пеленгами на маяк, створ, знак и т.п.
δ = МП - КП = ОМП -
ОКП;
δ = ИП - КП - d
Для определения остаточной девиации возле портов есть специально оборудованные полигоны, имеющие по несколько (веера) створов с известными магнитными пеленгами. Пересекая створы на главных и четвертных румбах (8 курсах), по компасу берутся компасные пеленги (КП). Затем по известной формуле рассчитываются значения δ на этих курсах. Если нет веера створов, то девиацию можно определить и по одному створу, магнитное направление которого либо известно, либо рассчитывается по известному магнитному склонению (d) и истинному направлению (ИП) створа. Принцип определения тот же, что и в предыдущем случае.
Для определения девиации приемлем и такой способ:
Берется отдаленный предмет на расстоянии не менее 300 радиусов
циркуляции; судно (катер) на якоре разворачивается и через каждые 45° берется 8
КП; средний КП ()
принимается за МП;разница между рассчитанным МП и снятыми на 8 курсах КП покажет
значение 8 на каждом курсе. При определении девиации судоводителю необходимо
помнить, что при изменении курса картушка приходит в меридиан не сразу, поэтому
пеленгование после изменения курса следует производить спустя 3-5 минут. Для
получения значения девиации в любом районе плавания можно использовать
деревянную или резиновую лодку. Взятые с лодки, изготовленной из немагнитного
материала, пеленги на разных курсах будут соответствовать МП, а пеленги на те же
предметы с моторной лодки, катера, яхты из этой же точки дадут КП. Применяя уже
известную формулу, определяются значения 8, которые оформляются в табличной
форме.
Таблица девиации магнитного компаса
КК |
δ |
КК |
δ |
КК |
δ |
КК |
δ |
0º |
+ 0º,2 |
105º |
-0º,4 |
195º |
-1о,3 |
285º |
-2º,0 |
15 |
+0,5 |
120 |
-0,7 |
210 |
-1,2 |
300 |
-1,5 |
30 |
+0,8 |
135 |
-1,0 |
225 |
-1,1 |
315 |
-1,0 |
45 |
+1,1 |
150 |
-1,1 |
240 |
-1,6 |
330 |
-0,6 |
60 |
+0,2 |
165 |
-1,2 |
255 |
-2,1 |
345 |
-0,2 |
75 |
+0,3 |
180 |
-1,4 |
270 |
-2,6 |
360 |
+ |
90 |
-0,1 |
|
|
|
|
|
0,2 |
В таблицу вносятся сначала рассчитанные значения 8 на 8 румбах (N, NE, Е, SE, S, SW, W, NW), а затем с помощью линейной интерполяции определяются ее значения для остальных курсов. Нередко таблица составляется для КК через каждые 10°, но для маломерных судов достаточно составить более укрупненную таблицу через 15°. При использовании табличных данных для КК, не указанных в таблице, значения 8 рассчитываются с помощью интерполяции. Например, нужно определить значение 8 для КК 25°. Из таблицы для КК 15° δ = + 0°,5, для КК 30° δ = + 0°,8, т.е. на 15°(30° - 15°) Δδ = + 0°,3 (0°,8 - 0°,5). Таким образом, на 1° изменения КК в данном случае приходится 0,02° (0°,3 : 15), а на 5° - 0°,1, на 10° - 0°,2. Значит, для КК= 25° значение δ составит 0°,7(0°,5 + 0°,2; 0°,8 — 0°,1). В процессе эксплуатации судна, определение девиации компаса следует производить как можно чаще.
Поправка компаса. Алгебраическая сумма магнитного склонения и девиации называется поправкой компаса. (ДК).
ΔК = d + δ
Другими словами, поправка магнитного компаса - это угол заключенный между нордовыми частями истинного и компасного меридианов (рис. 170).
Рис. 170. Поправка компаса.а
Исправление и перевод румбов. Переход от компасных
направлений к истинным называется исправлением румбов, а переход от истинных к
компасным - переводом румбов.
В тех случаях, когда d и d известны, решение
задач по исправлению и переводу румбов не представляет сложности.
Примеры.
№ 1. Дано:
КК = 45°
d = 10°,
0Е 8 = - 2°,0
ИК = ?
Решение: (рис. 171)
ΔК = d +
8
ΔК = +10о,0 + (-2о;0) =
+8°,0
ΔК = КК + ДК = 45°,0 +
8°,0 = 53°,0
Рис.171.
№2. Дано:
ИП =
125°,0
d = 15°,0W
8 = - 5°,0
КП = ?
Решение: (рис. 172)
ΔК = d + 8 = -15°,0 + (-5°,0) = -
20°,0
ΔП = ИП - ДК = 125°,0 -
(-20°) = 145°,0
Ответ: ΔК = 53°,0
Ответ: ΔП = 145°,0
Рис. 172.
Для решения задач при помощи графического способа рекомендуется использовать рис. 173, а для исправления компасных и перевода истинных направлений следующие схемы:
№ п/п |
Наименование направлений |
Порядок определения | |
1 |
КК |
Известен | |
2 |
окп |
Снимается с компаса при пеленговании | |
3 |
δ |
Из таблицы девиации | |
4 |
d |
Снимается с карты и приводится к году плавания (d = d0 ± n · Δd) | |
5 |
DK |
Рассчитывается по алгебраической формуле DK = d + δ | |
6 |
ИК |
Рассчитывается по формуле ИК = КК + ΔК | |
7 |
КП |
Рассчитывается по формуле КП = ОКП ± 180° | |
8 |
ИП |
Рассчитывается по формуле ИП = КП + ΔК | |
ФОРМУЛЫ (алгебраические) |
ИК = МК + d ; ИП = МП + d
; | ||
1 |
ИК |
Снимается с карты | |
2 |
ИП |
Снимается с карты | |
3 |
d |
Снимается с карты и приводится к году плавания (d = d0 ± n · Δd) | |
4 |
МК |
Рассчитывается по формуле МК = ИК - d | |
5 |
МП |
Рассчитывается по формуле МП = ИП - d | |
6 |
8 |
Из таблицы девиации для МК | |
7 |
DK |
DK = d + δ | |
8 |
КК |
По формуле КК = ИК - ДК | |
9 |
КП |
По формуле КК = ИК - ДК | |
ФОРМУЛЫ (алгебраические |
КК = МК - δ; КП = МП - 8 ; |