animateMainmenucolor

Монтаж коленчатого вала лодочного мотора Вихрь

Порядок монтажа коленчатого вала

Начинают эту операцию (монтаж) с разборки коленчатого вала (если он собран как новый). Путем вывертывания стяжного болта коленчатый вал разъединяют на два кривошипа. На рисунке стрелкой указана резьба стяжного болта. Головка болта с внутренним шестигранником под ключ находится внутри верхнего кривошипа в центре противовеса. Сначала на нижний кривошип устанавливают пружинные шайбы — на выступающий из щеки палец шатуна и на штифт. Выпуклая сторона шайб должна быть обращена к щеке кривошипа. Затем на штифт и палец ставят нижнюю золотниковую шайбу. Тупой угол скошенной грани выреза шайбы должен быть обращен к щеке коленчатого вала, острый — к картеру (рис. 26).

Рис. 26. Правильное положение золотника: а — верхнего цилиндра; б — нижнего цилиндра

Среднюю шейку вводят снизу вертикально в подшипник средней части. Перед этим ролики подшипника должны быть отжаты от центра к стенкам втулки во избежание их выпадения при сборке.

Затем на штифт и выступающий палец верхнего кривошипа надевают пружинные шайбы и ставят верхнюю золотниковую шайбу. Удерживая золотниковую шайбу пальцем руки, верхний кривошип устанавливают в среднюю часть картера со стороны верхнего фланца. Для того чтобы кривошипы расположились точно через 180°, необходимо риски на наружном диаметре щек кривошипов совместить в одной плоскости вдоль оси коленчатого вала (рис. 27). На нижний кривошип помещают уже известное удерживающее приспособление и специальным ключом затягивают стяжкой болт (рис. 28).

При этом нужно следить, чтобы не соскочили пружинные шайбы золотников. Стяжной болт затягивают только до совпадения отверстий для контровочного шплинта (если до этого болт дополнительно не подтягивался). Усилие затягивания болта 11+1 кгсּм. Перетягивать болт дальше совпадения отверстий и затем ослаблять нельзя — он может вытянуться. После затягивания болта и проверки плавного, без заедания, вращения коленчатого вала в средней опоре и поджатия золотниковых шайб к картеру ставят шплинт 3.2x50. Eго головку осаживают молотком, а концы разводят вдоль щеки в противоположные стороны.

Рис. 27. Правильное положение соединительных меток "а" коленчатого вала

Рис. 28. Специальный ключ S10 стяжного болта. Материал — Ст45. Шестигранник — сталь 30ХГСА. Калить HRC38-40. А — расклепать и заполировать заподлицо; Б — приварить и зачистить заподлицо.

Если заменялась какая-нибудь деталь кривошипно-шатунного механизма, подшипник коренной опоры или картер, то следует вновь подобрать толщину регулировочных шайб для обеспечения одинакового натяга пружинных шайб золотников и необходимого осевого люфта коленчатого вала в пределах 0.05-0.3 мм. Для этого нужно выполнить предварительную полную сборку картера — временно поставить верхнюю и нижнюю крышки. Верхнюю крышку надевают на коленчатый вал и через прокладку стягивают со средней частью любыми тремя болтами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга по окружности фланца. Затем между подшипником нижней крышки устанавливают у лодочного мотора "Вихрь" регулировочную шайбу 2.101-002, а у моторов "Вихрь-М(25)" и "Вихрь-30" — шайбу 4.101-003. Шайбу устанавливают фаской в сторону галтели коленчатого вала, а плоскостью — в сторону подшипника (рис. 29).

Рис. 29. Регулировочные шайбы коленчатого вала: а — шайба 2.101-002 для моторов "Вихрь" (верхняя для моторов "Вихрь-М" и "Вихрь-30"). Материал ленты — У9АО.2 (ГОСТ 2283-69); б — нижняя шайба 4.101-003 для моторов "Вихрь-М" и "Вихрь-30". Материал — лента У9АВТ. Непараллельность торцов I и II - не более 0.03; А = 1.5; 1.7; 1.9; 2.1

Нижнюю крышку также надевают на цапфу коленчатого вала и стягивают со средней частью через прокладку тремя болтами. Пружиной или винтом (если их нет, то просто несильным постукиванием алюминиевым или медным молотком по выступающему хвостовику через подкладку) отжать вал в крайнее положение в сторону верхней коренной опоры. Определить толщину регулировочных шайб можно так: вначале надо измерить размер по опорным торцам стянутого болтом коленчатого вала (рис. 30, размер А). Затем на собранном с прокладками картере, но без коленчатого вала измеряют расстояние между торцами подшипников верхней опоры — подшипник № 205 и нижней опоры — подшипники № 305 или № 205 (рис. 30, размер Б). По разнице размеров и величине допустимого люфта находят необходимую толщину регулировочных шайб. Этот способ в домашних условиях более удобен. Есть еще и один, самый простой способ: если заменяют один вал на другой, то замеряют размер по опорным торцам одного и другого валов. По разнице замеров определяют толщину необходимых регулировочных шайб.

Рис. 30. Разрез картера двигателя в сборе с коленчатым валом. 1 — подшипник № 60205; 2 — манжета 2.114-000; 3 — кольцо 2.103-004; 4 — подшипник № 205; 5 — шайба регулировочная 2.101-002; 6 — верхняя крышка картера; 7 — шайба пружинная 2.131-004; 8 — шайба золотниковая верхняя 2.131-001; 9 — кольцо 2.102-002; 10 — сепаратор 2.142-000 с роликами; 11 — втулка 2.102-003; 12 — кольцо лабиринтное 2.102-001; 13 — шайба золотниковая нижняя 2.131-002; 14 — шайба пружинная 2.131-003; 15 — средняя часть картера; 16 — прокладка 2.101-001; 17 — нижняя крышка картера; 18 — шайба регулировочная 4.101-003; 19 — подшипник № 305(205); 20 — манжета 2.112-000

По результатам измерения (любым способом) подбирают толщину регулировочной шайбы 4.101-003 для нижней крышки, где шайба обязательна, и шайбы 2.101-002 для верхней крышки, где ее ставят при необходимости. Материал шайбы Ст.У9А0.2. При подборе шайб необходимо придерживаться следующих правил. На моторе "Вихрь", если нужно поставить одну шайбу, то ставят ее снизу, если две — обе снизу, три — две снизу, одну сверху. На моторах "Вихрь-М" и "Вихрь-30" устанавливают снизу одну шайбу 4.101-003 (одного из четырех размеров А = 1.5, 1.7, 1.9, 2.1). Если нужно устранить люфт 1.5-1.7 мм, то шайбу соответствующей толщины располагают снизу. При люфте 1.9-2.1 мм — одна шайба снизу и соответственно одна шайба 2.101-002 сверху.

После измерений верхнюю и нижнюю крышки картера снимают, на коленчатый вал ставят шайбы нужной толщины, паронитовые прокладки (но можно и из ватмана или даже толстой газеты) смазывают герметиком, клеем БФ или нитрокраской, крышки картера окончательно ставят на место и затягивают все болты крепления. Как при предварительной, так и при окончательной сборке необходимо надевать верхнюю крышку картера на коленчатый вал с навернутой на его резьбу специальной конусной оправкой (рис. 31), которая предотвращает спадение пружины с сальника 2.214-000, загибу его "усов" и гарантирует правильную постановку уплотнения.

Рис. 31. Конусная оправка для надевания верхней крышки. Материал — сталь, латунь

Советы по эксплуатации коленчатого вала

Во всех моделях лодочного мотора "Вихрь" коленчатый вал — самый ответственный и сложный узел — идентичен и полностью взаимозаменяем. Работоспособность и возможность многолетней эксплуатации этого узла полностью зависят от точного соблюдения инструкции по эксплуатации, как в части правильного проведения запуска моторов, так и соблюдения правильной пропорции топливно-смазочной смеси и, конечно, загрузки по оборотам. При нормальных условиях эксплуатации работоспособность коленчатого вала не ограничивается ни годами жизни мотора, ни наработкой в 600-800 часов.