Комбинированные способы определения места судна
По пеленгу и расстоянию. Этот способ применяется в тех случаях, когда в пределах видимости находится только один ориентир, нанесенный на карте. Сущность способа заключается в том, что, измерив расстояние до ориентира и взяв на него пеленг по компасу, обсервованное место получается в точке пересечения двух линий положения - пеленга и дуги окружности (рис. 220).
Рис. 220. Определение места судна по пеленгу и расстоянию.
При применении этого способа следует выполнять следующие рекомендации:
- если ориентир находится близко к траверзу (курсовой угол составляет около 90°), то сначала следует измерить расстояние, а затем взять пеленг;
-
если ориентир находится на остром (тупом) курсовом угле, то сначала берется пеленг, а затем измеряется расстояние;
-
если расстояние рассчитывается по вертикальному углу, измеренному секстаном, то сначала следует измерить угол, а затем брать пеленг, т.к. измерения секстаном требуют большого времени;
- если измерения производятся одним наблюдателем, то результаты необходимо приводить к одному моменту
По горизонтальному углу и расстоянию. Этот способ
применяется, если на судне отсутствует или неисправен компас. Сущность
определения места судна заключается в том, что при помощи секстана измеряется
горизонтальный угол между двумя хорошо видимыми ориентирами и определяется
расстояние до одного из этих ориентиров. Расстояние может быть определено по РЛС
или дальномеру, либо рассчитывается по вертикальному углу, измеренному
секстаном.
Место судна определяется совмещением угла а с дугой окружности,
проведенной радиусом, равным расстоянию D (рис. 221).
Рис.221. Определение места судна по горизонтальному углу и
расстоянию.