Система зажигания лодочного мотора Вихрь
Система зажигания служит для своевременного воспламенения сжатой рабочей смеси в цилиндре двигателя. Она состоит из магнето или магдино, установленных на верхней части двигателя и приводимых во вращение коленчатым валом, высоковольтных трансформаторов, свечей зажигания с соединительными проводами, кнопки "стоп" и штекерного разъема систем энергопитания.
Воспламенение рабочей смеси в цилиндре карбюраторного двигателя происходит при искровом разряде между электродами свечи зажигания. Для образования искры необходимо высокое напряжение — 15 000 В и более. Напряжение, требуемое для надежного воспламенения смеси, зависит от зазора между электродами свечи, параметров смеси в момент искрообразования, ее состава и других факторов.
Источником тока такого напряжения на всех подвесных лодочных моторах "Вихрь" служит двухискровое маховичное магнето (или магдино) с выносными высоковольтными трансформаторами.
Магнето — это устройство из магнитных и электрических цепей, работающее по принципу электромагнитной индукции. Магнитная цепь состоит из постоянных магнитов, закрепленных на магнитопроводе (ободе маховика), и сердечника первичной обмотки катушки зажигания.
В электрическую цепь входят: первичная обмотка катушки зажигания КЗ (рис. 77), обмотки выносных высоковольтных трансформаторов ВТ1 и ВТ2, прерывательные механизмы Пр1 и Пр2 и конденсаторы К1 и К2. При вращении маховика башмаки магнитов, проходя с небольшим зазором около сердечника катушки зажигания, создают в ней переменное магнитное поле, которое индуцирует в обмотке катушки переменную ЭДС. Прерывательные механизмы верхнего и нижнего цилиндров замкнуты, и в обмотке катушки возникает переменный электрический ток.
Рис. 77. Принципиальная схема контактной системы зажигания
В момент, когда необходимо воспламенить смесь в цилиндре, один из прерывателей принудительно размыкается кулачком, насаженным на ступицу маховика, и в цепь электрического тока включается первичная обмотка соответствующего высоковольтного трансформатора. Коэффициент трансформации — отношение количества витков вторичной обмотки к количеству витков первичной обмотки очень высок (50-100). Поэтому низкое напряжение в первичной обмотке преобразуется в высокое на вторичной обмотке, подаетсяна свечу, в искровом промежутке которой и проскакивает искра.
При размыкании контактов прерывателя амплитуда импульсного напряжения в низковольтных электрических цепях может достигать высоких значений (200-300 В). Это вызывает усиленное искрообразование в контактах, что снижает скорость нарастания напряжения в высоковольтном трансформаторе. Во избежание этих явлений параллельно каждому прерывательному механизму подключен конденсатор. При дальнейшем вращении маховика прерыватель вновь замыкается, и весь процесс повторяется для второго цилиндра.
Прерывательный механизм
Прерывательный механизм (рис. 78) состоит из изолированного от массы коромысла 4 с текстолитовой подушечкой на одном плече и вольфрамовым контактом на другом, основания 1 с неподвижным контактом и пластинчатой пружины, поджимающей подвижный контакт коромысла к неподвижному контакту основания.