Компас следует оберегать от ударов, влаги и
очищать от грязи, окиси. Пеленгатор и азимутальный круг нельзя
чистить кирпичом или мазью. Их необходимо протирать мягкой ветошью и слегка
смазывать вазелином.
Девиационный прибор должен быть густо смазан
вазелином. Нактоуз должен быть постоянно закрыт на ключ, чтобы
исключить возможность перемещения мягкого железа и магнитов. Вблизи магнита
нельзя держать железных и стальных предметов. Во время управления катером по
компасу судоводителю не рекомендуется иметь при себе металлические ключи, нож и
т.д., т.к. они могут изменить девиацию компаса. Когда нет необходимости в
компасе, он должен быть зачехлен. Запасные магниты хранятся в сухом месте, они
должны быть смазаны вазелином и сложены разноименными полюсами. Картушки
хранятся вдали от магнитов. Если в котелке возник воздушный пузырек,
который затрудняет пользование компасом, то его удаление производится следующим
образом. Компас снимают с подвеса и осторожно кладут дном вверх
на ровную поверхность. Затем слегка 3-4 раза нажимают на пробку диафрагмы и
плавно поворачивают котелок стеклом вверх. Иногда, когда пузырек большой,
приходится в котелок доливать жидкость. Для этого котелок кладут дном вверх,
отвинчивают пробку и через воронку доливают нужное количество жидкости. Часто
приходится сталкиваться с явлением, которое называется застой картушки. Это
явление связано с тем, что картушка из-за большой силы трения о шпильку начинает
поворачиваться вместе со шпилькой, т.е. вместе с судном. Обнаружить это явление
сразу не всегда удается, поэтому рекомендуется проводить проверки "на застой".
Проверка производится в следующей последовательности.
Замечается курс по компасу. Затем большой магнит приближают к котелку в
направлении NE, отклоняя картушку на 5°-7°, убирают магнит и дают картушке
успокоиться. Замечается новый курс судна. Рассчитав разность первоначального и
последующего компасных курсов, вновь приближают магнит к котелку в направлении
NW до отклонения картушки на 5°-7°. После чего магнит убирают, дают картушке
успокоиться и опять рассчитывают разность курсов. Если средняя из двух разностей
превышает 2°, то следует заточить или заменить шпильку как это было рассмотрено
раньше.