Данный проект мотолодки на подводных крыльях был разработан А. Матвеевым с целью начать серийный выпуск малой скоростной лодки, которую можно было бы перевозить на крыше легкового автомобиля. Обводы корпуса были выбраны с малой килеватостью днища (5° на миделе и на транце). Корпус имеет относительно большую ширину по скуле на миделе (1,05 м) при расчетной длине по КВЛ 2,1 м с заостряющейся в районе ватерлинии и притупленной на уровне палубы носовой оконечностью. При самостоятельном изготовлении корпус выполняется из фанеры и деревянным набором.
Лодка по проекту имеет следующие основные данные:
Длина, м: наибольшая габаритная (с мотором) |
2,40 2,78 |
Ширина наибольшая, м | 1,14 |
Высота борта, м: полная надводная в полном грузу |
0,52 0,26 |
Осадка, м: максимальная с опущенным мотором при ходе на крыльях |
0,57 0,25 |
Водоизмещение полное, кг | 270 |
Полезная грузоподъемность, кг | 170 |
Координаты ЦТ при полном водоизмещении, м: по длине от транца по высоте от ОЛ |
0,90 0,47 |
При проектировании было выбрано следующее распределение нагрузки между крыльями: 45 % веса приходится на носовое крыло, 55 % — на кормовое. Тип крыльев — пересекающие свободную поверхность. Носовому крылу была придана обратная V-образность и стреловидность по передней кромке; кормовое крыло, прямоугольное в плане, — трапециевидное. Профиль крыльев — плосковыпуклый 6 % сегмент с расположением максимальной толщины на 0,4 и 0,5 длины хорды профиля от его носовой части. Корневая и концевая хорды носового крыла равны 220 и 140 мм, соответственно; хорда кормового крыла — 140 мм. Размах носового крыла — 750 мм, кормового — 700 мм. Ординаты профиля приведены в табл. 3 и 4.
Таблица 3. Ординаты для построения профиля крыльев, мм (для хорды 220 мм)
X | 0 | 5 | 11 | 22 | 44 | 66 | 88 | 110 | 132 | 154 | 176 | 198 | 209 | 220 |
Y | 0,3 | 4,00 | 5,52 | 7,72 | 10,89 | 12,58 | 13,20 | 12,91 | 11,70 | 9,75 | 7,13 | 3,52 | 2,02 | 0,5 |
Таблица 4. Ординаты для построения профиля крыльев, мм (для хорды 140 мм)
X | 0 | 3,5 | 7,0 | 14 | 28 | 42 | 56 | 70 | 84 | 98 | 112 | 126 | 133 | 140 |
Y | 0,2 | 2,55 | 3,52 | 4,91 | 6,93 | 5,01 | 8,04 | 8,22 | 7,45 | 6,20 | 4,54 | 2,46 | 1,29 | 0,3 |
Схема расположения водителя и пассажира для данной минилодки была принята такой же, как и для гидроциклов — один за другим верхом на продольном сиденье. Эта схема обеспечивает компактность конструкции, удобство посадки и достаточный уровень поперечной остойчивости.
Носовое крыло сделано поворотным и выполняет функцию руля управления; подвесной мотор ("Ветерок-12") наглухо крепится в ДП и может только откидываться. Остойчивость на плаву и в переходном режиме обеспечивается водоизмещающим корпусом, а при ходе на крыльях используется мотоциклетный принцип поддержания равновесия.
Параметры носового крыла подобраны таким образом, что при наклоне лодки в какую-либо сторону достаточно повернуть в ту же сторону руль — на носовом крыле появляется сила, вызывающая восстанавливающий момент. Чем больше скорость, тем на меньший угол надо повернуть руль. Взаиморасположение центра давления носового крыла и оси его поворота способствует повороту крыла при наклоне лодки и возвращению его в нулевое положение при восстановлении равновесия.
ПК выполняются сварными из сплава АМг61 и поднимающимися, с приводом из кокпита. Носовое крыло откидывается в нос вместе с рулевой колонкой, для чего нужно нажать на рычаг фиксатора, расположенный на левой рукоятке руля, и потянуть руль на себя и вниз. Чтобы зафиксировать вышедшее из воды крыло в верхнем положении, рычаг надо опустить.
Прорезь в носовой части корпуса, сделанная для подъема рулевой колонки вплоть до упора в закрепленную на палубе скобу, на ходу закрывается шторкой из прочной ткани. Один конец этой шторки закреплен на палубе, другой — нижний — на самой колонке.
Кормовое крыло откидывается вслед за мотором с помощью тросика, который при натяжении сначала открывает замки крыла, а затем поднимает его. В верхнем положении крыло и мотор удерживаются фиксатором подвесного мотора.
На лодке установлено ДУ мотором, причем рукоятка реверса и ручка запуска расположены на продольной балке перед сиденьем. Ручка управления дросселем (мотоциклетного типа) располагается на правой половине руля. Общее расположение и основные размеры крыльевого устройства лодки «Каскад» показаны на рис. 79-81.
Рис. 79. Общее расположение и размеры крыльевого устройства
мотолодки «Каскад» (план).
1 - корпус мотолодки; 2 - носовое крыло
на нижнем конце рулевой колонки; 3 - руль; 4 - рычаг фиксатора
положения поворотной колонки; 5 - рукоятка реверса; 6 - крышка лючка
носового отсека; 7 - ручка запуска; 8 - микровыключатель аварийной остановки
мотора; 9 - бензобак; 10 - двухместное мягкое сиденье, откидывающееся в нос; 11
- фанерный пайол; 12 - подуключена; 13 - уложенное вдоль весло; 14 - крышка
багажного отсека в продольный ферме; 15 - трос системы запуска; 16 - подмоторная
ниша; 17 - откидывающееся вместе с мотором кормовое крыло; 18 - подвесной мотор;
19 - стекло ветровое съемное; 20 - скоба-упор, ограничивающая подъем рулевой
колонки с крылом; 21 - утка-ручка; 22 - резиновый коврик на носовой палубе; 23 -
ручка управления дросселем.
Рис.
80. Общее расположение и размеры крыльевого устройства мотолодки "Каскад"
(вид спереди).
(нумерацию позиций см. рис. 79)
Рис.
81. Общее расположение и размеры крыльевого устройства мотолодки "Каскад"
(вид сбоку).
(нумерацию позиций см. рис. 79)
С одним водителем лодка при резком увеличении газа за 4-5 сек достигает скорости 24 км/час и выходит на крылья. Максимальная скорость с полной нагрузкой составляет 36, а с одним водителем — 41,8 км/час. Штатный винт «Ветерка-12» оказался гидродинамически легким: на таких скоростях он использует лишь 60 % мощности двигателя. Для повышения КПД необходим винт с увеличенным шагом. Оптимальный винт может обеспечить скорость в пределах 52-53 км/час.