animateMainmenucolor

Подводные крылья для малой скоростной мотолодки Каскад

Данный проект мотолодки на подводных крыльях был разработан А. Матвеевым с целью начать серийный выпуск малой скоростной лодки, которую можно было бы перевозить на крыше легкового автомобиля. Обводы корпуса были выбраны с малой килеватостью днища (5° на миделе и на транце). Корпус имеет относительно большую ширину по скуле на миделе (1,05 м) при расчетной длине по КВЛ 2,1 м с заостряющейся в районе ватерлинии и притупленной на уровне палубы носовой оконечностью. При самостоятельном изготовлении корпус выполняется из фанеры и деревянным набором.

Лодка по проекту имеет следующие основные данные:

Длина, м:
   наибольшая
   габаритная (с мотором)

2,40
2,78
Ширина наибольшая, м 1,14
Высота борта, м:
   полная
   надводная в полном грузу

0,52
0,26
Осадка, м:
   максимальная с опущенным мотором
   при ходе на крыльях

0,57
0,25
Водоизмещение полное, кг 270
Полезная грузоподъемность, кг 170
Координаты ЦТ при полном водоизмещении, м:
   по длине от транца
   по высоте от ОЛ

0,90
0,47

При проектировании было выбрано следующее распределение нагрузки между крыльями: 45 % веса приходится на носовое крыло, 55 % — на кормовое. Тип крыльев — пересекающие свободную поверхность. Носовому крылу была придана обратная V-образность и стреловидность по передней кромке; кормовое крыло, прямоугольное в плане, — трапециевидное. Профиль крыльев — плосковыпуклый 6 % сегмент с расположением максимальной толщины на 0,4 и 0,5 длины хорды профиля от его носовой части. Корневая и концевая хорды носового крыла равны 220 и 140 мм, соответственно; хорда кормового крыла — 140 мм. Размах носового крыла — 750 мм, кормового — 700 мм. Ординаты профиля приведены в табл. 3 и 4.

Таблица 3. Ординаты для построения профиля крыльев, мм (для хорды 220 мм)

X 0 5 11 22 44 66 88 110 132 154 176 198 209 220
Y 0,3 4,00 5,52 7,72 10,89 12,58 13,20 12,91 11,70 9,75 7,13 3,52 2,02 0,5

Таблица 4. Ординаты для построения профиля крыльев, мм (для хорды 140 мм)

X 0 3,5 7,0 14 28 42 56 70 84 98 112 126 133 140
Y 0,2 2,55 3,52 4,91 6,93 5,01 8,04 8,22 7,45 6,20 4,54 2,46 1,29 0,3

Схема расположения водителя и пассажира для данной минилодки была принята такой же, как и для гидроциклов — один за другим верхом на продольном сиденье. Эта схема обеспечивает компактность конструкции, удобство посадки и достаточный уровень поперечной остойчивости.

Носовое крыло сделано поворотным и выполняет функцию руля управления; подвесной мотор ("Ветерок-12") наглухо крепится в ДП и может только откидываться. Остойчивость на плаву и в переходном режиме обеспечивается водоизмещающим корпусом, а при ходе на крыльях используется мотоциклетный принцип поддержания равновесия.

Параметры носового крыла подобраны таким образом, что при наклоне лодки в какую-либо сторону достаточно повернуть в ту же сторону руль — на носовом крыле появляется сила, вызывающая восстанавливающий момент. Чем больше скорость, тем на меньший угол надо повернуть руль. Взаиморасположение центра давления носового крыла и оси его поворота способствует повороту крыла при наклоне лодки и возвращению его в нулевое положение при восстановлении равновесия.

ПК выполняются сварными из сплава АМг61 и поднимающимися, с приводом из кокпита. Носовое крыло откидывается в нос вместе с рулевой колонкой, для чего нужно нажать на рычаг фиксатора, расположенный на левой рукоятке руля, и потянуть руль на себя и вниз. Чтобы зафиксировать вышедшее из воды крыло в верхнем положении, рычаг надо опустить.

Прорезь в носовой части корпуса, сделанная для подъема рулевой колонки вплоть до упора в закрепленную на палубе скобу, на ходу закрывается шторкой из прочной ткани. Один конец этой шторки закреплен на палубе, другой — нижний — на самой колонке.

Кормовое крыло откидывается вслед за мотором с помощью тросика, который при натяжении сначала открывает замки крыла, а затем поднимает его. В верхнем положении крыло и мотор удерживаются фиксатором подвесного мотора.

На лодке установлено ДУ мотором, причем рукоятка реверса и ручка запуска расположены на продольной балке перед сиденьем. Ручка управления дросселем (мотоциклетного типа) располагается на правой половине руля. Общее расположение и основные размеры крыльевого устройства лодки «Каскад» показаны на рис. 79-81.

 

Рис. 79. Общее расположение и размеры крыльевого устройства мотолодки «Каскад» (план).
1 - корпус мотолодки; 2 - носовое крыло на нижнем конце рулевой колонки; 3 - руль; 4 - рычаг фиксатора положения поворотной колонки; 5 - рукоятка реверса; 6 - крышка лючка носового отсека; 7 - ручка запуска; 8 - микровыключатель аварийной остановки мотора; 9 - бензобак; 10 - двухместное мягкое сиденье, откидывающееся в нос; 11 - фанерный пайол; 12 - подуключена; 13 - уложенное вдоль весло; 14 - крышка багажного отсека в продольный ферме; 15 - трос системы запуска; 16 - подмоторная ниша; 17 - откидывающееся вместе с мотором кормовое крыло; 18 - подвесной мотор; 19 - стекло ветровое съемное; 20 - скоба-упор, ограничивающая подъем рулевой колонки с крылом; 21 - утка-ручка; 22 - резиновый коврик на носовой палубе; 23 - ручка управления дросселем.


Рис. 80. Общее расположение и размеры крыльевого устройства мотолодки "Каскад" (вид спереди).
(нумерацию позиций см. рис. 79)


Рис. 81. Общее расположение и размеры крыльевого устройства мотолодки "Каскад" (вид сбоку).
(нумерацию позиций см. рис. 79)

С одним водителем лодка при резком увеличении газа за 4-5 сек достигает скорости 24 км/час и выходит на крылья. Максимальная скорость с полной нагрузкой составляет 36, а с одним водителем — 41,8 км/час. Штатный винт «Ветерка-12» оказался гидродинамически легким: на таких скоростях он использует лишь 60 % мощности двигателя. Для повышения КПД необходим винт с увеличенным шагом. Оптимальный винт может обеспечить скорость в пределах 52-53 км/час.