animateMainmenucolor

Стационарные приемники GPS

Носимые приемники GPS

Стационарные приемники GPS предназначены для постоянной установки в рулевых рубках маломерных прогулочных судов морского района плавания, на приборных панелях катеров, в кокпитах яхт. Их характерной особенностью является наличие выносной антенны (хотя иногда встречаются приемники с встроенной антенной) и питание от внешнего источника постоянного тока. Они имеют, как правило, крупные жидкокристаллические монохромные экраны с алфавитно-цифровым и графическим отображением информации.

Стационарные приемники имеют широкие функциональные возможности. Они обладают большим объемом памяти, а их интерфейс предоставляет возможность включения в навигационную систему судна.

Как следует из названия, носимые приемники предназначены для работы на ходу - в руке, кармане, в рюкзаке, т.е. на любом маломерном судне, вплоть до байдарки. Они полностью ав номны: имеют малые размеры и вес, встроенную в корпус приемника или внешнюю, устанавливаемую на корпусе, антенну и встроенный источник питания - миниатюрные батареи или аккумул торы. Такие приемники имеют минимальное количество клавиш, обеспечивающих, тем не мен достаточно гибкое и оперативное управление. Они имеют полностью герметичный корпус, обес чивающий надежную защиту от воды и пыли и могут использоваться в самых жестких услови Большую популярность носимые приемники получили у владельцев и капитанов моторных лод небольших катеров, спортивных яхт, т.к. их малые размеры и автономность позволяют использовать их как для штурманской работы в каюте судна, так и для судовождения в кокпите.

В последнее время, для расширения возможностей носимых приемников, некоторые фирмы изготавливают для них дополнительное оборудование - подставки, кабели для подключения к внешним источникам питания, к другим навигационным приборам и к компьютеру, выносные антенны, стирая тем самым границу между носимыми и стационарными аппаратами.

Отображение навигационной информации

В приемниках GPS используются два способа отображения информации: алфавитно-циф вой и графический (иногда используется термин «псевдографический»). В первом случае отображения получаемой информации используются цифры (координаты, скорость, пройденный путь и т. п.) и буквенные сочетания, поясняющие цифровые данные - обычно аббревиатура фраз (например, MOB - «Мап Over Board» или, по-русски - «Человек за бортом!») и сокращения слов (например, SPD - speed - скорость, TRK - Track - трасса), имена путевых точек. Графическое отображение осуществляется с помощью образуемых на экране рисунков, представляющих характер движения судна. Графика в аппаратах различных фирм практически одинакова и различается, как правило, в деталях. Наиболее распространенными рисунками являются электронный компас (не путать с магнитным!), графический указатель движения, трасса движения, маршруты. Конечно, только одной графикой дело не обходится - попутно на экран выводятся координаты судна, курс, направление на путевую точку, скорость и еще масса нужной и полезной информации

Характеристики приемников GPS

Точность определения координат места является фундаментальным показателем любой навигационной системы, от значения которого будет зависеть, насколько правильно судно будет следовать по проложенному маршруту и не попадет ли оно на находящиеся поблизости мели, камни или другие навигационные опасности.

Точность приборов обычно оценивают по величине среднеквадратической погрешности (СКО) - интервалу, в который попадает 72% измерений, или по максимальной ошибке, соответствующей 95%. Большинство фирм-производителей оценивают СКО своих приемников GPS в 25 метров, что соответствует максимальной ошибке 50 метров. В подавляющем большинстве случаев, при плавании маломерных судов в море или по акваториям озер и водохранилищ, такая точность является приемлемой. Однако для плавания судов в узостях и в местах с большим количеством навигационных опасностей существующая точность может оказаться недостаточной. Для такого случая в системе предусмотрен так называемый дифференциальный режим GPS или, иначе, DGPS, уменьшающий ошибку определения места до 5 метров. Для реализации этого режима необходим подключаемый к GPS-навигатору дополнительный приемник для приема дифференциальных поправок, передаваемых специальной станцией.

Навигационные возможности приемников GPS

Навигационные возможности приемников GPS характеризуются количеством запоминаемых прибором путевых точек, маршрутов и содержащихся в них маршрутных точек. Под путёвыми точками понимаются используемые для навигации какие-либо характерные точки на поверхности Земли, промежуточные пункты маршрутов, якорные стоянки, укрытия, навигационные опасности, буи и т. п. Под маршрутом понимается некоторая прямая либо ломаная линия, образованная несколькими точками (как минимум двумя). Вполне очевидно, что, чем больше приемник может создавать и хранить путевых точек и маршрутов, тем более сложные задачи он может решить. Например, если при плавании по открытому морю можно ограничиться только двумя путевыми точками, то при движении по извилистым фарватерам, с частыми изменениями направления движения, их может потребоваться несколько десятков. Современные носимые и стационарные приемники GPS могут создавать и хранить, в зависимости от модели, от 500 до 5000 путевых точек и 20-50 маршрутов с 20-30 точками в каждом.

Количество одновременно отслеживаемых спутников

Этот показатель характеризует устойчивость работы навигатора и его возможность обеспечения наивысшей точности. Учитывая тот факт, что для определения двух координат позиции -долготы и широты - нужно одновременно отслеживать 3 спутника, а для определения высоты -четырех, и то, что в своем движении они могут занимать неблагоприятное положение относительно приемника, то вполне понятно стремление конструкторов создавать приемники с большим количеством отслеживаемых спутников. Современные GPS навигаторы, даже носимые, имеют 8 или 12-канальные приемники, способные одновременно принимать и отслеживать сигналы соответственно до 8 или 12 спутников.