animateMainmenucolor

Эксплуатация стартеров лодочного мотора Вихрь

Эксплуатация электростартера СТ-369

Запуск лодочного мотора "Вихрь-30" осуществляется электростартером ССТ-369 (рис. 85). Он представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи емкостью 45 Аּч.

Рис. 85. Стартер СТ-369. 1 — контакты; 2, 7 — возвратные пружины; 3 — подвижный контакт; 4 — шток; 5 — тяговое реле; 6 — якорь реле; 8 — рычаг; 9 — крышка со стороны привода; 10 — привод; 11 — корпус; 12 — якорь; 13 — полюса с катушками возбуждения; 14 — коллектор торцевого типа; 15 — крышка со стороны коллектора

Электрическая схема питания стартера однопроводная, вторым проводом служит масса мотора.

Крышка со стороны коллектора имеет два гнезда, в которых находятся неизолированные щетки, соединенные с массой крышки. В двух гнездах пластмассового щеткодержателя находятся изолированные щетки, соединенные с обмоткой возбуждения. Электростартеры крепятся к двум передним консолям верхней крышки картера, служащим для установки ручного стартера, при помощи специального кронштейна. Высоковольтные трансформаторы крепят в этом варианте к шпилькам, ввернутым в блок цилиндров справа (если смотреть на двигатель спереди).

При запуске лодочного мотора бортовая система электропитания должна быть отключена — иначе запуск ухудшится. Включать потребители электроэнергии рекомендуется при достижении мотором устойчивой средней частоты вращения. Если бортовая система не оборудована аккумулятором или он отключен, включать нужно сразу все потребители или один, потребляющий не менее 2/3 мощности генератора.

Порядок установки и работы стартера

  • Удалите перед установкой на мотор с фланцев стартера и мотора пыль, грязь, масло, краску, заусенцы.
  • Прикрепите стартер к фланцу мотора двумя болтами и подведите питание от аккумуляторной батареи.
  • Нажмите кнопку "пуск" для запуска мотора. При этом подается питание на обмотку реле стартера, которое срабатывает, вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика и подключает стартер к аккумуляторной батарее. Во избежание перегрева не держите стартер включенным более 5 с. Делайте перерыв между попытками не менее 1 мин.
  • Проверьте систему питания и зажигания мотора и устраните неисправность после трех-четырех неудавшихся попыток запустить мотор стартером.
  • Немедленно отпустите кнопку "пуск" после пуска мотора, так как муфта свободного хода привода не рассчитана на длительную работу.
  • Не допускайте попадания на стартер воды, масла, бензина и т. п., так как стартер не защищен от их проникновения.

Техническое обслуживание и порядок разборки стартера

  • Проверьте через каждые 10-15 часов работы мотора состояние зажимов проводов к стартеру и аккумуляторной батарее. Не допускайте загрязнения и ослабления креплений. Проверьте крепление стартера к мотору.
  • Снимите стартер с мотора после 250-300 часов работы мотора. Разберите стартер.

Разборка стартера лодочного мотора Вихрь

  • Отверните гайку крепления провода на контактном болте реле и снимите провод.
  • Отверните два винта крепления реле к крышке стартера и снимите реле.
  • Извлеките якорь реле с пружиной.
  • Отверните стяжные болты стартера.
  • Снимите защитный колпак и вытяните из гнезд крышки со стороны коллектора четыре щеточные пружины.
  • Вытяните из корпуса якорь в сборе с крышкой со стороны привода.
  • Расшплинтуйте ось рычага и отделите якорь с приводом от крышки со стороны привода.
  • Снимите с пружинного кольца на валу упорную шайбу.
  • Снимите с вала кольцо и упорную шайбу.
  • Снимите с якоря привод.
  • Очистите все узлы и детали от пыли и грязи. При этом во избежание нарушения изоляции токоведущих частей не промывайте якорь и внутреннюю часть корпуса бензином и прочими растворителями.
  • Проверьте состояние коллектора и щеток. Щетки должны свободно передвигаться в гнездах крышки. При износе щеток по высоте до 8-9 мм замените их новыми.
  • Предельная высота изношенной щетки — 7 мм. Несвоевременная замена щеток может привести к выходу из строя коллектора. Протрите коллектор чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. При подгаре коллектора зачистите его стеклянной бумагой № 00 или проточите до получения гладкой поверхности.
  • Окуните в машинное масло привод стартера и проверните несколько раз шестерню, после чего дайте стечь маслу.
  • Смажьте машинным маслом шейки и шлицы вала, упорные шайбы, пальцы и ось рычага.
  • Соберите стартер в порядке, обратном разборке.
  • Проверьте после сборки стартер на холостом ходу. При напряжении 12 В частота вращения якоря должна быть не менее 523 рад/с (5000 об/мин), а потребляемый ток — не более 65 А.
  • Снимите после наработки 500 часов стартер с мотора для тщательной проверки и замены изношенных деталей и узлов.
  • Проверьте при наличии замечаний в работе электромагнитного реле состояние контактов, для чего разберите реле в следующем порядке: а) отпаяйте провод от контактной пластины на крышке реле; б) отверните стяжные винты и снимите крышку.
  • Зачистите шкуркой или бархатным напильником подгоревшие поверхности контактов, чтобы обеспечить соприкосновение поверхностей по всей плоскости. При наличии большого износа поверхностей контактных болтов их следует развернуть на 180°, для чего ослабить гайки, стягивающие болты.

Типичные неисправности стартера СТ-369 и возможные способы их устранения приведены в табл. 4.

Таблица 4. Характерные неисправности стартера СТ-369 и способы их устранения

Внешнее проявление неисправности

Вероятная причина

Способ устранения

При включении стартера тяговое реле срабатывает, но стартер не проворачивает маховик или проворачивает очень медленно




 

Отсутствуют надежные контакты в местах присоединения проводов к стартеру и аккумуляторной батарее

Проверьте надежность контактов

Зависли или износились щетки

Устраните зависание или замените изношенные щетки

Загрязнился коллектор

Протрите или зачистите коллектор

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Зарядите или замените батарею

Якорь стартера вращается, но не проворачивает маховик

Пробуксовывает муфта свободного хода привода стартера

Замените привод

При включении стартера слышен скрежет (шестерня не входит в зацепление с венцом маховика)

Забиты зубья венца маховика

Зачистите забоины на зубьях или замените венец

Забиты зубья шестерни стартера

Зачистите забоины или замените привод

Привод туго перемещается по валу якоря

Протрите шлица вала и втулки привода тряпкой, слегка смоченной в бензине, и смажьте автолом

После пуска мотора стартер не выключается

Заедание привода на валу якоря стартера

Разберите стартер и устраните причину заедания

Заедание якоря тягового реле

Устраните причину заедания

Система запуска с помощью ручного стартера

Запуск моторов "Вихрь-30Р электрон" и "Вихрь-25Р электрон" с помощью ручного стартера (рис. 86), который представляет собой шкив — блок 21 с намотанным на него шнуром 15. Подробнее...