Якорь - специальной формы кованая, литая или сварная конструкция, опускаемая на дно и осуществляющая непосредственно удержание судна через якорную цепь или канат. Коренная смычка якорной цепи (якорный канат) крепится к килю через устройство для быстрой отдачи якоря в натянутом состоянии цепи, называемое жвака - галсом. Усилие, которое якорь воспринимает не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Основой конструкции якоря является продольный стержень - веретено, в верхней части которого имеется якорная скоба для крепления якоря к цепи (канату), а в нижней - лапы и рога, прикрепленные к веретену неподвижно (узел крепления носит название тренд) или на шарнире в коробке. Некоторые якоря имеют в верхней части шток - стержень поперек веретена для увеличения держащей силы. Существует большое количество наименований и типов якорей - якорь Терещенко, якорь Роджерса, Сайкса, Смита и т.д., но наибольшее применение на судах нашли якоря адмиралтейский (с неподвижными лапами), Матросова и Холла (с поворотными лапами) (рис. 33)
Рис. 33. Гилы якорей адмиралтейский; б - якорь Холла; в - якорь Матросова
Масса якоря, длина цепи (каната) и их калибр определяются по таблице, в зависимости от характеристики снабжения:
Nc = L · (B + H) · I · h
где
Nc- характеристика снабжения, аргумент для входа в таблицы,
кв.м;
L - длина судна, м;
В - ширина судна на
миделе, м;
H - высота борта на миделе от основной плоскости, м;
I - суммарная длина всех надстроек, м;
h -
средняя высота надстроек, м.
Таблица для определения массы якоря, длины и калибра якорной
цепи
Характеристика снабжения Nc (кв. метров) |
Количество якорей (шт) |
Масса якоря (кг) |
Длина якорной цепи, (м) |
Калибр цепи, (мм) |
Для судов прибрежного района плавания | ||||
15 |
1 |
15 |
30 |
6 |
30 |
1 |
20 |
30 |
7 |
40 |
1 |
25 |
50 |
8 |
50 |
1 |
35 |
60 |
11 |
75 |
1 |
50 |
75 |
11 |
Для судов на внутренних водоёмах | ||||
15 |
1 |
7,5 |
30 |
6 |
30 |
1 |
15 |
30 |
7 |
40 |
1 |
20 |
50 |
8 |
50 |
1 |
25 |
60 |
11 |
75 |
1 |
40 |
75 |
11 |
Примечание: 1. В случав применения литых якорных целей (вместо сварных) их калибр может быть уменьшен на 12%;
Якорные цепи могут заменяться стальными, синтетическими или пеньковыми канатами при условиях: канаты равнопрочны цепям требуемого калибра, пеньковые канаты должны быть смольными.
Клюз - отверстие в палубе или в борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для пропускания швартовного каната (или якорной цепи) и уменьшен» трения. В зависимости от расположения называется якорныи или швартовным клюзом. Конструкция якорного клюза должна обеспечивать свободное втягивание веретена якоря, а псе травлении (отдаче) - свободный выход якоря только под действием его массы.
Стопор якорного устройства - приспособление, удерживающее якорнуе цепь за одно из звеньев и передающее натяжение цепи на корпус судна (рис. 34).
Рис. 34. Стопор якорного устройства, а - винтовой; б - с заклад, палом
Как правило, приваривается к палубе. Состоит из отливки с желобом, соответствующим форме и размеру звеньев якорной цепи и фиксирующего элемента в виде винтового зажима или штыря. Могут использоваться цепные стопора, когда один конец такелажной цепи крепится к палубе судна, а другой имеет захватывающее якорь-цепь устройство.
Цепной ящик - объем для хранения якорной цепи (каната) в походном положении. Может иметь различную форму, в зависимости от проекта судна, крепится, как правило, к набору. Плавучий якорь (рис. 35) - приспособление для замедления дрейфа судна в штормовых условиях.
Рис. 35. Плавучий якорь
Изготовляется из парусины в виде конуса, от вершины вдоль конуса прошиваются концы, которые соединяются в общий огон. Спущенный за борт плавучий якорь удерживает судно носом или кормой к ветру (в зависимости от места спуска). Для упрощения процесса выборки к вершине конуса закрепляется отдельный трос.