animateMainmenucolor

Водное течение

Предположим, что после спокойного исследования рифа ваш манометр показывает, что вы израсходовали половину воздуха из вашего баллона минус сколько десятков бар резерва. Вы разворачиваетесь назад, чтобы вернуться на судно. Вдруг вы попадаете в сильное подводное течение. Чтобы сохранять нужное вам направление движения, вам приходится грести сильнее, а, значит, и расходовать больше воздуха. Вам может не хватить воздуха, чтоб вернуться на борт.

Самое неприятное, что подводные течения дают о себе знать в самые неподходящие моменты.

Часто плавание в течении является вопросом субъективного восприятия пловца. Вы едва замечаете попутное течение, толкающее вас в спину и помогающее плыть. Но стоит обернуться, как плыть становится гораздо тяжелее.

Для большей убедительности необходимо вспомнить, что многие течения могут значительно изменять свою силу и направление даже в течение коротко промежутка времени.

Течение может стать проблемой

Мощность течения намного превосходит мускульную силу пловца. Большинство дайверов, погружающихся с берега, плавает со скоростью от 0,4 до 1,2 км/ч, только небольшое количество аквалангистов могут поддерживать постоянную скорость 2 км/ч на некоторой продолжительной дистанции.

В то же время, океанические течения со скоростью 2 км/ч являются более че умеренными и повсеместными. Скорость некоторых течений часто превышает км/ч, а скорость приливно-отливных течений в узких протоках между прибрежними рифами может превышать даже 12 км/ч.

Для контраста можно отметить, что спринтерская скорость на испытаниях Скубалэб составила менее 7 км/ч. Причем после 100 м дистанции дайвер был сильно истощен. Возникает вопрос: если течение со скоростью 3 км/ч несет вас со скоростью 50 м/мин., сколько минут пройдет, пока вас отнесет от лодки на расстояние, когда нас уже не будет видно?

Очевидно, что при плавании в течениях необходимо использовать свои знания как никак не менее чем ласты.

Можно ли распознать течния, посмотрев на воду?

Для того чтобы делать это с более или менее высокой точностью, нужен больной опыт. Первое впечатление может быть совершенно неверным.

Волны, поднимаемые ветром, могут напоминать течение, но на самом деле это ложет быть лишь колебание воды из стороны в сторону. Большинство лодок, используемых дайверами, имеет довольно массивные надстройки, поэтому даже небольшой ветер может повлиять на его дрейф сильнее, чем морское течение.

При погружениях в местах, изобилующих подводными течениями, необходим использовать ходовой конец, закрепленный на борту судна, если у вас в распоряжении не имеется специального буя. Некоторые дайверы определяют параметры течения, наблюдая за плывущими в воде остатками растений, а также частицами мусора, которые наиболее находчивые из них не гнушаются выбросить за борт.

Но они могут легко ввести заблуждение, т. к. очень легкие предметы перемещаются ветром гораздо сильнее, чем течением. Кроме того, вблизи борта судна все мелкие предметы будут прилипать к нему, не зависимо от истинного направления течения.

Наиболее надёжные признаки течения

  • Дайверы, вошедшие в воду раньше вас и какое-то время остающиеся на поверхности, являются лучшим определителем направления течения. Просто проследите за их дрейфом.
  • Буй, сброшенный на воду, будет склоняться под действием течения. То самое можно сказать и о водорослях или рыболовных сетях под водой.

Можно ли ощутить течение, попав в воду?

Только если у вас есть недвижимая или закрепленная точка отсчета. Лучшим объектом, относительно которого следует рассматривать свое положение, может стать якорная цепь или ходовой конец.

Прежде чем вы отойдете от своего ходового конца, обязательно добейтесь нейтральной плавучести, так чтобы вы могли зависать в толще воды без помощи ласт. Затем пронаблюдайте за тем, как вы дрейфуете относительно неподвижного ходового конца, стены рифа и т. п.

Если в ходе погружения вы двигаетесь и не остаетесь на одном и том же месте, то сила и направление течения вряд ли будут постоянными.

Также можно отметить, что само течение может менять направление из-за стоящего на якоре судна. В условиях сильных изменений топографического характера также следует предвидеть неожиданные изменения течений.

Особенно будьте осторожны с вертикально направленными потоками воды, например в местах, где горизонтальное течение сталкивается с вертикальной стеной рифа. Или в местах, где вода, текущая вдоль мелководной части рифа, «сваливается» вдоль его отвесной стены подобно водопаду. В то же время, достигая дна, поток устремляется наверх, образуя многочисленные завихрения.

На таких участках вы можете легко потерять контроль и быстро погрузиться на значительную глубину или слишком быстро всплыть. Если вы плаваете вдоль стены, будьте особенно внимательны, т. к. можете н заметить течения. Помните, 3 км/ч = 50 м/мин.

Решите погружаться или нет

Как всегда, гораздо проще избежать проблемы, чем решать ее. Объективны взгляд на ситуацию должен прояснить ваше решение, погружаться в воду или нет. Помните, что, являясь человеком, вы, соответственно, один из наихудших наименее мощных пловцов в океане.

Итак, в момент, пока вы держитесь за ходовой конец, необходимо трезв оценить условия погружения.

Также помните, что встречное течение во время погружения будет помогать нам на обратном пути. Это достаточно существенная помощь, даже если поток очень слабый. На утомленного пловца в конце погружения влияет даже слабое течение. Слабое течение может стать намного более сильным и стремительным, когда оно достигает какой-либо твердой поверхности (дна, стены и т. п.).