animateMainmenucolor
Главная / Водомёты / Конструкции водомётов / Водомёт на базе подвесных моторов Стрела

Водомёт на базе подвесных моторов Стрела

Одно из простейших решений, которое позволяет совместить двигатель от подвесного мотора с водометом, состоит в вертикальной установке цилиндров мотора и непосредственном соединении коленчатого вала с гребным. Основным достоинством этой конструкции является отсутствие углового редуктора с коническими шестернями, изготовление которого представляет известные трудности.

Имеется положительный опыт эксплуатации таких установок с подвесниками разной мощности. Одна из них была предложена Ф. Михеевым еще в 1971 г., который использовал для этой цели спаренные двигатели от подвесного мотора «Стрела» (рис. 28).

 

Рис. 28. Сборочный чертеж водомета. I — насадка гидрореверса; 2 — лопатка спрямляющего аппарата второй ступени; 3 — шарикоподшипник №203; 4 — ступица направляющего аппарата; 5 — сальник Ø 17 × 35 × 70; 6 — рабочее колесо второй ступени, Н = 120 мм; 7 — штифт Ø6 мм; 8 — спрямляющий аппарат первой ступени; 9 — рабочее колесо первой ступени, н = 120 мм, 10 — обтекатель; 11 — вал; 12 — решетка; 13 — водозаборник; 14 — дейдвудная труба; 15 — сальник Ø 25 × 42 × 18; 16 — шарикоподшипник №204; 17 — упорный подшипник №10304; 18 — шайба; 19 — соединительная проставка; 20 — выхлопной патрубок; 21 — штуцер системы водяного охлаждения; 22 — соединительная муфта; 23 — штифт 5 × 32; 24 — коленчатые валы; 25 — перо руля.

Суммарная мощность установки составляет 10 л. с., однако изготовленный водомет вполне допускает применение двух сходных одноцилиндровых двигателей или одного двигателя от «Ветерка». В установке Ф. Михеева два двигателя «Стрела» соединены через проставку и соединительную втулку-муфту с помощью четырех штифтов Ø5 мм. Для изготовления установки мотор отделяют от подводной части, снимают с него пусковое устройство, переворачивают цилиндр в вертикальное положение, разворачивают карбюратор на 90°.

При необходимости исключить подсасывание на мелководье за счет увеличения дифферента на корму при движении с небольшой скоростью целесообразно увеличить напор движителя. Для этого водомет можно изготовить двухступенчатым (см. рис. 28). Водозаборник водомета делается из малоуглеродистой стали толщиной 2 мм и состоит из двух частей, соединенных сваркой. Рабочий цилиндр вытачивается из стальной болванки, внутри цилиндра приваривается ступица и пять лопастей направляющего аппарата. Сопло делается также из листовой стали толщиной 2 мм. К соплу приваривается фланец для соединения с рабочим цилиндром.

К задней выходной части сопла приваривается насадка гидрореверса, на которую крепятся подшипники руля. Профилированное перо руля является и заслонкой заднего хода (на чертеже перо руля изображено в положении «задний ход»). Ступица ротора выполняется из стали 45, лопасти — из листовой нержавеющей стали толщиной 4 мм. Следует отметить, что данную конструкцию целесообразно дополнить предохранительным устройством, предотвращающим перегрузки двигателя в случае заклинивания рабочего колеса водомета крупным мусором (ветками, щепками и пр.). Это может быть, например, срезной штифт в муфте, закрепленной на гребном валу перед дейдвудным подшипником и доступный для замены изнутри лодки.