animateMainmenucolor
Главная / Управление маломерными судами / Судовождение / Общая характеристика водных путей

Общая характеристика и краткий обзор водных путей

Общая характеристика и краткий обзор водных путей

Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей, на их долю приходится 70,7%, а на долю суши всего 29,3%. Российская Федерация омывается водами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км. морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России протяженностью более 90 тыс. км., являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны.

Море - часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышением дна и отличающаяся от океанической акватории соленостью и температурой вод, характером течений, приливами или строением земной коры дна. Моря подразделяются на окраинные (хорошо сообщаются с океаном - Баренцево, Карское, Берингово и др.), средиземные (наоборот, отделены от океана и сообщаются с ним узкими проливами, разделяются на межматериковые и внутриматериковые -Балтийское, Черное, Белое и др.) и межостровные (окружены кольцом островов или островных дуг - Соломоново, Фиджи и др.). Морское пространство, прилегающее к побережью России, в свою очередь делится на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны. К внутренним морским водам нашего государства (не вдаваясь в тонкости определений в международном морском праве) отнесены воды морских и рыбных портов, бухт, губ, заливов и лиманов, находящиеся под полным суверенитетом страны. Внешняя граница территориального моря располагается на удалении 12 морских миль от внешней кромки внутренних морских вод и является государственной границей Российской Федерации на море. Выход маломерного судна в море и плавание в прибрежных морских водах связан с большей опасностью для жизни экипажа и пассажиров, требует от судоводителя особой подготовки в вопросах судовождения и хорошей морской практики.

Внутренние водные пути включают в себя реки, озера, водохранилища, каналы, расположенные на территории одного государства и подразделяются на: судоходные, несудоходные и сплавные; искусственные и естественные; круглонавигационного и периодического использования. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья называется рекой.

Естественные котловины (впадины) земной поверхности, заполненные водой и не имеющие прямого соединения с морем носят названия озер. Озера питаются подземными и поверхностными водами, делятся на бессточные, сточные и проточные.

Искусственные озера, которые создаются путем перекрытия русла реки плотиной носят название водохранилищ. Водохранилища условно делятся на три зоны: верхнюю (речную), среднюю (озерно-речную) и нижнюю (озерную). Условия судоходства на крупных озерах и водохранилищах подобны условиям плавания в прибрежных морских районах. Искусственное русло правильной формы, предназначенное для движения судов, называется судоходным каналом. Каналы подразделяются: по назначению - на соединительные, обходные, подходные; по форме - на открытые (соединяют два русла с одинаковым уровнем), шлюзованные (с разным уровнем); по способу питания - на самотечные и с искусственным питанием.

Плавание по каналу всегда достаточно сложно из-за малых габаритов судового хода, наличия различных заграждений, шлюзов, ворот, паромных и иных переправ, различных ограничений и запрещений (скорости, отдачи якорей, использования лотов и т.п.), требует от судоводителей повышенного внимания, дисциплины и готовности к резким изменениям обстановки. Во время работы насосных станций в каналах всегда следует ожидать возникновения трудно учитываемых течений различной скорости и направления. Как правило, скорость движения судов в каналах ограничивается 15 - 20 км/час (кроме СПК и СВП).

Для движения судов на судоходных водных путях выделяется наиболее глубокая полоса, именуемая судовым ходом (фарватером), который характеризуется шириной, глубиной, радиусом закруглений, габаритами шлюзов и т.п. Наименьшие гарантированные габариты судового хода на судоходных водных путях страны усилиями работников соответствующих ведомств Минтранса России поддерживаются в течение всей навигации.

Классификация водных бассейнов

Классификация водных бассейнов для плавания прогулочных (маломерных) судов, поднадзорных ГИМС России, осуществляется в зависимости от преобладающих в этих бассейнах гидрометеорологических условий, удаленности бассейнов от портов (убежищ) и режима судоходства, при этом подразумевается, что указанные бассейны свободны ото льда. Класс маломерного судна, не имеющего палубы (беспалубного) и постоянно эксплуатирующегося в бассейне (разрешенном для плавания районе), не может быть ниже разряда бассейна.