При падении в воду работающего лодочного мотора может
произойти гидравлический удар, когда через карбюратор и далее через картер в
камеру сгорания мотора попадает вода. При такте сжатия вследствие несжимаемости
воды могут разрушиться поршни, шатуны, коленчатый вал: произойти прорыв
прокладок. Поршни также могут получить трещины из-за их резкого охлаждения.
После осмотра и чистки такого двигателя следует убедиться в плавном, без
заеданий, проворачивании коленчатого вала, проверить компрессию, поочередно
закрывая пальцем свечные отверстия и прокручивая коленчатый вал. При малейших
подозрениях лучше разобрать двигатель и осмотреть детали. Если коленчатый вал
проворачивается без заедания, двигатель можно запустить.
После запуска побывавшего в воде лодочного мотора, его
следует прогреть сначала на холостом ходу, а затем на средних и больших частотах
в течение не менее 2-3 ч.
Работа на больших частотах вращения в первые минуты после запуска опасна —
возможно появление задиров в результате попадания воды на поверхности
трения.
При падении мотора в морскую воду полости и поверхности, в которых была
соленая вода, следует обязательно промыть пресной водой. Особенно тщательно
промывают систему зажигания, так как соленая вода электропроводна и вызывает
усиленную коррозию.
Если попытки запустить двигатель оказались безуспешными, даже при установке
запасного магнето, или коленчатый вал проворачивается туго, с заеданием, ни в
коем случае нельзя применять силу для его прокручивания.
Следует удалить из двигателя как можно больше попавшей воды, придавая ему
различные положения, и промыть внутренние полости топливной смесью.
Затем между карбюратором и картером, а также между глушителем и цилиндрами
требуется поставить заглушки из плотной бумаги и через свечные отверстия залить
достаточно большое количество масла, наклоняя двигатель в разные стороны. После
этого в возможно более короткий срок нужно доставить мотор в мастерскую, чтобы
там его перебрали и устранили поломку; при достаточном опыте к этой работе можно
приступить самому.
Может оказаться, что система зажигания замкнулась накоротко просочившейся
водой или некоторые ее элементы повреждены. Правда, в современных подвесных
лодочных моторах компоненты системы имеют влагонепроницаемое исполнение и обычно
нормально переносят "купание".
Тем не менее, если искра пропала (и даже если она есть, данная рекомендация —
хорошая мера профилактики), нужно снять маховик, продуть основание магнето и
оставить его подсушиться на солнце.
Внимание: Не поддавайтесь соблазну ускорить процесс сушки магнето над
костром или над газом.
Повышенная температура может вызвать повреждения различных элементов системы
зажигания.
Внутрь мотора, который некоторое время оставался на мягком дне, может
проникнуть значительное количество песка, гравия, ила или тины. Это приводит к
засорению системы охлаждения, поэтому следует непременно промыть всю систему
чистой водой. Тина, затвердевшая в проходах для воды, может преградить ей путь,
а перегрев может привести к заклиниванию двигателя.
Начинать работы по восстановлению работоспособности мотора нужно сразу же,
как только он будет извлечен из воды. Пока мотор находится в воде, процессы
коррозии происходят крайне медленно. Моторы поднимались со дна, где они лежали в
течение нескольких недель, даже в соленой воде, и производили впечатление почти
новых. Но, как только мотор попадает на воздух, начинает проявлять себя
коррозия, поэтому необходимо принимать самые безотлагательные меры, чтобы
предотвратить ее разрушающее действие. Если отложить процедуры по "спасению"
мотора на потом, даже на ночь, а не сразу после того, как он был вынут из воды,
то может потребоваться замена всего комплекта подшипников.