animateMainmenucolor

Спасательные средства на маломерных судах

Спасательные средства

Под спасательными средствами понимается совокупность предусмотренных на маломерном судне средств для спасения людей при аварии (катастрофе) судна и попадании людей в воду.

Разделяются на коллективные, служащие для спасения пассажиров и экипажа, имеющие запасы для жизнеобеспечения (спасательные шлюпки, спасательные плоты и плотики, спасательные плавучие приборы - количество и виды зависят от назначения и типа судна, района плавания) и индивидуальные, предназначенные для спасения одного человека (спасательные круги, спасательные нагрудники, спасательные жилеты, спасательная одежда) (рис. 39). На судне каждый пассажир и член экипажа должен иметь индивидуальное спасательное средство, которое хранится (размешается) в легкодоступных местах (в каютах, на палубе), а для экипажа - в местах несения вахт. На пассажирских судах количество индивидуальных спасательных средств должно превышать общее количество людей на 3-5%.

Спасательный плот - эффективное средство коллективного спасения на любых водных объектах (рис 38).

Рис. 38. Надувной спасательный плот. 1 - камеры плавучести; 2 - водяные карманы; 3 - надувной порог; 4 - наружный леер; 5 -тент; б — пиллерс

Различают надувные и жесткие плоты. Вместимость плотов от 6 до 25 чел. Наиболее предпочтительны для больших прогулочных судов надувные плоты, изготовленные из однослойной прорезиненной синтетической (капрон, нейлон) ткани с днищем из нескольких слоев ткани с воздушной прослойкой, которые обеспечивают изоляцию от холода. Плоты крытые, используются в любых условиях до 30 суток. Предусмотрен баллон с углекислотой для самозаполнения емкостей плота, имеются трапы, леера, различные ручки , наружные и внутренние фонари, запасы воды, продовольствия, аптечка, рыболовные принадлежности, плавучие якоря, весла, насосы для надувания, бросательные концы, черпаки и т.д. Запас провизии рассчитан на хранение в течение 2 лет. На судне плоты хранятся в самораскрывающемся контейнере, закрепленном на судне через гидростатическое разобщающее устройство, срабатывающее на глубине около 3 метров и освобождающее контейнер. Характеристики некоторых плотов приведены в таблице.

Спасательный круг - индивидуальное спасательное средство для оказания помощи человеку, оказавшемуся в воде (рис. 39).

Рис. 39. Спасательный круг, спасательный нагрудник, спасательный жилет

Круги изготовляются из пробки, пенопласта, пеноприта. затянутых в рубашку из парусины, окрашены в оранжевый цвет, масса круга 2,6 - 2,8 кг. С наружной стороны имеется леер, закрепленный на круге по периметру в 4 местах. К кругу могут крепиться самозажигающиеся огни, которые должны гореть в течение 45 мин. Основное требование - спасательный круг должен поддерживать в пресной воде груз в 14,5 кг в течение 24 часов. На кругах наносят наименование и порт приписки судна, которому принадлежит круг. Спасаемый должен надавить на круг рукой так, чтобы он принял вертикальное положение, после чего, просунув в него руку, голову и вторую руку, лечь на круг грудью и ожидать подхода спасательного судна.

Характеристика некоторых надувных спасательных плотов

Плот

Форма

Диаметр или ширина, мм

Высота, м

Массас контейнером, кг

Контейнер

Длина, м

Диаметр, м

ПСН 6М

Овальная

1,85

1,20

100

1,15

0,60

ПСН 10 М


2,35

1,35

145

1,40

0,60

RFD 4MM


1,84

1,14

57,1

1,14

0,42

RFD 6MM


2,22

1,14

71,2

1,24

0,47

RFD 8MM


2,53

1,38

86,6

1,40

0,47

RFD 10MM

Круглая

2,80

1,33

102,5

1,35

0,52

RFD 15MM


3,35

1,80

139,2

1,60

0,57

RFD 20MM


3,72

1,80

171,4

1,60

0,57

RFD 25MM


4,30

2,25

180,9

1,60

0,57

Спасательный нагрудник - индивидуальное спасательное средство для поддержания века на воде. Состоит из 2 слоев парусины, разделенной на секции с зашитым сплошным листовой пробки в каждой. Одевается на грудь (отсюда и название - нагрудник), в насто время почти не находит применения у судоводителей, поскольку не обеспечивает ос требования к спасательным средствам - поддержания головы человека, находящегося в нательном состоянии, над водой (рис. 40).

Рис 40. Положение человека в воде в бессознательном состоянии.
а - естественное; б - со спасательным нагрудником; в - со спасательным жилетом

Спасательный жилет (воротник) - индивидуальное спасательное средство для подд жания человека на воде. Изготавливается из синтетической прорезиненной нефтестой ткани яркооранжевого цвета. Как отечественные, так и зарубежные образцы встреча разных конструкций (надувные, полунадувные, с твердым наполнителем) и модифик (ЦПКБ, РЖС, ИСС, САЖ - отечественные), обеспечивают, соответственно, различную с пень безопасности и комфортности, скорость и удобство одевания, легкость движений работах на судне и возможность плавания при попадании человека в воду, защиту от пе охлаждения. На ряде образцов жилетов предусмотрена система самозаполнения, которая обеспечивается баллончиком с углекислотой, срабатывающим при вытягивании шнура иш верхней части головки баллончика. Заполнение полости газом происходит за 2-3 секунды В верхней части жилета предусмотрены трубки поддува для наполнения жилета при неравности системы самозаполнения или поддержания необходимого давления при длительном нахождении человека в воде. Почти все они снабжены свистком и сигнальной лампочкой с питанием от водоналивной батарейки. Спасательные жилеты обязательно проходят сертификацию и должны иметь одобрение национального (международного) Регистра или иной компетентной организации.

Спасательные костюмы служат для предотвращения переохлаждения человека при попадании в холодную воду. Изготавливаются двух типов: с дополнительным использованием спасательного жилета, надеваемого поверх костюма, либо без него - тогда функции жилета выполняют соответствующие полости в самом костюме. Конструкции костюмов ограничивает поступление холодной наружной воды во внутреннюю зону до 1 л/час на спокойной воде (при отсутствии волнения). Существующие костюмы обеспечивают скорость охлаждения тела в костюмах первого рода (с теплой зимней одеждой и жилетом) около 1° С в час. в изолирующем гидрокостюме второго рода - около 0.3° С в час.

Страховочный пояс - одевается членом экипажа при работе на палубе в условиях возможного падения за борт, крепится карабином к леерам или другим судовым конструкциям. Как правило, их количество, особенно на парусных судах, должно соответствовать количеству людей, занятых обслуживанием парусов, на других маломерных (запалубленных) судах - количеству людей, работающих на верхней палубе в штормовых условиях.