Спасательные средства
Под спасательными средствами понимается совокупность предусмотренных на маломерном судне средств для спасения людей при аварии (катастрофе) судна и попадании людей в воду.
Разделяются на коллективные, служащие для спасения пассажиров и экипажа, имеющие запасы для жизнеобеспечения (спасательные шлюпки, спасательные плоты и плотики, спасательные плавучие приборы - количество и виды зависят от назначения и типа судна, района плавания) и индивидуальные, предназначенные для спасения одного человека (спасательные круги, спасательные нагрудники, спасательные жилеты, спасательная одежда) (рис. 39). На судне каждый пассажир и член экипажа должен иметь индивидуальное спасательное средство, которое хранится (размешается) в легкодоступных местах (в каютах, на палубе), а для экипажа - в местах несения вахт. На пассажирских судах количество индивидуальных спасательных средств должно превышать общее количество людей на 3-5%.
Спасательный плот - эффективное средство коллективного спасения на любых водных объектах (рис 38).
Рис. 38. Надувной спасательный плот. 1 - камеры плавучести; 2 - водяные карманы; 3 - надувной порог; 4 - наружный леер; 5 -тент; б — пиллерс
Различают надувные и жесткие плоты. Вместимость плотов от 6 до 25 чел. Наиболее предпочтительны для больших прогулочных судов надувные плоты, изготовленные из однослойной прорезиненной синтетической (капрон, нейлон) ткани с днищем из нескольких слоев ткани с воздушной прослойкой, которые обеспечивают изоляцию от холода. Плоты крытые, используются в любых условиях до 30 суток. Предусмотрен баллон с углекислотой для самозаполнения емкостей плота, имеются трапы, леера, различные ручки , наружные и внутренние фонари, запасы воды, продовольствия, аптечка, рыболовные принадлежности, плавучие якоря, весла, насосы для надувания, бросательные концы, черпаки и т.д. Запас провизии рассчитан на хранение в течение 2 лет. На судне плоты хранятся в самораскрывающемся контейнере, закрепленном на судне через гидростатическое разобщающее устройство, срабатывающее на глубине около 3 метров и освобождающее контейнер. Характеристики некоторых плотов приведены в таблице.
Спасательный круг - индивидуальное спасательное средство для оказания помощи человеку, оказавшемуся в воде (рис. 39).
Рис. 39. Спасательный круг, спасательный нагрудник, спасательный жилет
Круги изготовляются из пробки, пенопласта, пеноприта. затянутых в рубашку из парусины, окрашены в оранжевый цвет, масса круга 2,6 - 2,8 кг. С наружной стороны имеется леер, закрепленный на круге по периметру в 4 местах. К кругу могут крепиться самозажигающиеся огни, которые должны гореть в течение 45 мин. Основное требование - спасательный круг должен поддерживать в пресной воде груз в 14,5 кг в течение 24 часов. На кругах наносят наименование и порт приписки судна, которому принадлежит круг. Спасаемый должен надавить на круг рукой так, чтобы он принял вертикальное положение, после чего, просунув в него руку, голову и вторую руку, лечь на круг грудью и ожидать подхода спасательного судна.
Характеристика некоторых надувных спасательных плотов
Плот |
Форма |
Диаметр или ширина, мм |
Высота, м |
Массас контейнером, кг |
Контейнер | |
Длина, м |
Диаметр, м | |||||
ПСН 6М |
Овальная |
1,85 |
1,20 |
100 |
1,15 |
0,60 |
ПСН 10 М |
|
2,35 |
1,35 |
145 |
1,40 |
0,60 |
RFD 4MM |
|
1,84 |
1,14 |
57,1 |
1,14 |
0,42 |
RFD 6MM |
|
2,22 |
1,14 |
71,2 |
1,24 |
0,47 |
RFD 8MM |
|
2,53 |
1,38 |
86,6 |
1,40 |
0,47 |
RFD 10MM |
Круглая |
2,80 |
1,33 |
102,5 |
1,35 |
0,52 |
RFD 15MM |
|
3,35 |
1,80 |
139,2 |
1,60 |
0,57 |
RFD 20MM |
|
3,72 |
1,80 |
171,4 |
1,60 |
0,57 |
RFD 25MM |
|
4,30 |
2,25 |
180,9 |
1,60 |
0,57 |
Спасательный нагрудник - индивидуальное спасательное средство для поддержания века на воде. Состоит из 2 слоев парусины, разделенной на секции с зашитым сплошным листовой пробки в каждой. Одевается на грудь (отсюда и название - нагрудник), в насто время почти не находит применения у судоводителей, поскольку не обеспечивает ос требования к спасательным средствам - поддержания головы человека, находящегося в нательном состоянии, над водой (рис. 40).
Рис 40. Положение человека в воде в
бессознательном состоянии.
а - естественное; б - со спасательным нагрудником;
в - со спасательным жилетом
Спасательный жилет (воротник) - индивидуальное спасательное средство для подд жания человека на воде. Изготавливается из синтетической прорезиненной нефтестой ткани яркооранжевого цвета. Как отечественные, так и зарубежные образцы встреча разных конструкций (надувные, полунадувные, с твердым наполнителем) и модифик (ЦПКБ, РЖС, ИСС, САЖ - отечественные), обеспечивают, соответственно, различную с пень безопасности и комфортности, скорость и удобство одевания, легкость движений работах на судне и возможность плавания при попадании человека в воду, защиту от пе охлаждения. На ряде образцов жилетов предусмотрена система самозаполнения, которая обеспечивается баллончиком с углекислотой, срабатывающим при вытягивании шнура иш верхней части головки баллончика. Заполнение полости газом происходит за 2-3 секунды В верхней части жилета предусмотрены трубки поддува для наполнения жилета при неравности системы самозаполнения или поддержания необходимого давления при длительном нахождении человека в воде. Почти все они снабжены свистком и сигнальной лампочкой с питанием от водоналивной батарейки. Спасательные жилеты обязательно проходят сертификацию и должны иметь одобрение национального (международного) Регистра или иной компетентной организации.
Спасательные костюмы служат для предотвращения переохлаждения человека при попадании в холодную воду. Изготавливаются двух типов: с дополнительным использованием спасательного жилета, надеваемого поверх костюма, либо без него - тогда функции жилета выполняют соответствующие полости в самом костюме. Конструкции костюмов ограничивает поступление холодной наружной воды во внутреннюю зону до 1 л/час на спокойной воде (при отсутствии волнения). Существующие костюмы обеспечивают скорость охлаждения тела в костюмах первого рода (с теплой зимней одеждой и жилетом) около 1° С в час. в изолирующем гидрокостюме второго рода - около 0.3° С в час.
Страховочный пояс - одевается членом экипажа при работе на палубе в условиях возможного падения за борт, крепится карабином к леерам или другим судовым конструкциям. Как правило, их количество, особенно на парусных судах, должно соответствовать количеству людей, занятых обслуживанием парусов, на других маломерных (запалубленных) судах - количеству людей, работающих на верхней палубе в штормовых условиях.