Технические характеристики моторной лодки Сарепта
«Сарепта» — удобная мотолодка для дальнего туризма; ее можно использовать и как лодку-буксировщик для воднолыжников, базу для аквалангистов, а также в качестве служебно-разъездного, спасательного или патрульного судна. Судно может эксплуатироваться в морской воде. Допускается выход на ней в водохранилища и морские заливы при высоте волны до 0,75 м.
Основные данные | |
Длина наибольшая, м | 4,6 |
Ширина наибольшая, м | 1,6 |
Высота борта на миделе, м | 0,65 |
Угол килеватости днища у транца | 8,5° |
Водоизмещение полное, кг | 825 |
Масса с оборудованием и снабжением (без мотора), кг | 240 |
Грузоподъемность, кг | 450 |
Пассажировместимость (без багажа), чел. | |
Допустимая мощность ПМ, л. с. (кВт) | 50 (36,8) |
Скорость хода с полной нагрузкой с двумя км/ч |
35 |
Корпус
Корпус мотолодки имеет обводы типа «тримаран» с гоюско-килеватым днищем в корме (рис. 16). Благодаря спонсонам судно имеет повышенную остойчивость на стоянке и на ходу.
Рис. 16. Теоретический корпус мотолодки «Сарепта»
«Сарепта» оборудована жестким тентом - сдвижной рубкой, что позволяет
сочетать преимущества судна открытого типа
и каютной мотолодки. При прогулках
в благоприятную погоду рубку можно снимать с направляющих полозьев и оставлять
на берегу. Сдвинув рубку в корму в условиях плохой видимости и на волнении,
можно управлять лодкой стоя, что нередко бывает необходимо для обеспечения
безопасности плавания, например, при шлюзовании.
Рубка и складной
брезентовый тент, который закрывает кормовую часть кокпита, позволяют быстро
оборудовать уютную каюту, пригодную для размещения на ночлег трех человек. С
этой целью сиденья легко можно превратить в койки.
Лобовые и боковые
стекла рубки (плексиглас толщиной 5 мм) закреплены на уплотняющих резиновых
профилях, что обеспечивает брызгонепроницаемость рубки.
Пост управления
расположен у лобового панорамного стекла рубки. Ручной стеклоочиститель и
зеркало заднего обзора создают дополнительные удобства водителю в сложных
метеорологических условиях и при буксировке воднолыжника.
В корму от
сидений водителя и его напарника расположены продольные бортовые диваны-рундуки,
в которых можно разместить походное снаряжение и запасы. У переборки подмоторной
ниши находится поперечное сиденье, под которым размещается отсек для бензобаков.
Четыре шкафчика-ниши в планширях и в приборной доске используются для хранения
инструмента, запасных частей и мелких предметов снабжения. Имеется и носовой
багажник, отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Попасть в него
можно только через люк с герметичной крышкой, установленной на палубе перед
лобовым стеклом. На стенках рубки предусмотрены крючки-вешалки для одежды.
Обшивка моторной лодки
Комплект снабжения
Ходовые качества
Представление о ходовых качествах мотолодки при различных вариантах установки
подвесных моторов дает рис. 17. Экономичным вариантом можно считать
эксплуатацию «Сарепты» с одним «Вихрем-30», под которым мотолодка с 4 чел. на
борту устойчиво глиссирует со скоростью 30 км/ч. Расход
горючего пои этом составляет 0.37 л/км. Если на «Сарепту» ставится «Вихрь»
мощностью 20 л. с, то оптимальным является гребной винт с шагом 240-264 мм,
позволяющий выйти на глиссирование с нагрузкой в 3 человека. При установке двух
«Вихрей-М» (по 25 л. с.) со штатными винтами 240×300 мм с 4 людьми на борту
мотолодка развивает скорость 46 км/ч при расходе горючего около 0,62 л/км.
Для участия в соревнованиях под двумя 20-сильными «Вихрями» были
использованы двухлопастные гребные винты диаметром 230 и шагом 350 мм. С
нагрузкой из 2 человек и 70 кг горючего на борту мотолодка развила максимальную
скорость 53,3 км/ч.
Рис. 17. Зависимость скорости мотолодки «Сарепта» от нагрузки G и
водоизмещения D с различенными подвесными моторами
1 - два мотора
«Нептун-23»
2 - два мотора «Вихрь»
3 - один мотор «Вихрь-30»
4 - один
мотор «Вихрь-М»