animateMainmenucolor
Главная / Лодки / Алюминиевые лодки / Мотолодка Сарепта

Моторная лодка (мотолодка) Сарепта

Технические характеристики моторной лодки Сарепта

«Сарепта» — удобная мотолодка для дальнего туризма; ее можно использовать и как лодку-буксировщик для воднолыжников, базу для аквалангистов, а также в качестве служебно-разъездного, спасательного или патрульного судна. Судно может эксплуатироваться в морской воде. Допускается выход на ней в водохранилища и морские заливы при высоте волны до 0,75 м.

Основные данные  
Длина наибольшая, м 4,6
Ширина наибольшая, м 1,6
Высота борта на миделе, м 0,65
Угол килеватости днища у транца 8,5°
Водоизмещение полное, кг 825
Масса с оборудованием и снабжением (без мотора), кг 240
Грузоподъемность, кг 450
Пассажировместимость (без багажа), чел.  
Допустимая мощность ПМ, л. с. (кВт) 50 (36,8)

Скорость хода с полной нагрузкой с двумя км/ч     

35
Проектант и изготовитель - Волгоградский судостроительный завод      

Корпус

Корпус мотолодки имеет обводы типа «тримаран» с гоюско-килеватым днищем в корме (рис. 16). Благодаря спонсонам судно имеет повышенную остойчивость на стоянке и на ходу.

Рис. 16. Теоретический корпус мотолодки «Сарепта»

«Сарепта» оборудована жестким тентом - сдвижной рубкой, что позволяет сочетать преимущества судна открытого типа
и каютной мотолодки. При прогулках в благоприятную погоду рубку можно снимать с направляющих полозьев и оставлять на берегу. Сдвинув рубку в корму в условиях плохой видимости и на волнении, можно управлять лодкой стоя, что нередко бывает необходимо для обеспечения безопасности плавания, например, при шлюзовании.

Рубка и складной брезентовый тент, который закрывает кормовую часть кокпита, позволяют быстро оборудовать уютную каюту, пригодную для размещения на ночлег трех человек. С этой целью сиденья легко можно превратить в койки.

Лобовые и боковые стекла рубки (плексиглас толщиной 5 мм) закреплены на уплотняющих резиновых профилях, что обеспечивает брызгонепроницаемость рубки.

Пост управления расположен у лобового панорамного стекла рубки. Ручной стеклоочиститель и зеркало заднего обзора создают дополнительные удобства водителю в сложных метеорологических условиях и при буксировке воднолыжника.

В корму от сидений водителя и его напарника расположены продольные бортовые диваны-рундуки, в которых можно разместить походное снаряжение и запасы. У переборки подмоторной ниши находится поперечное сиденье, под которым размещается отсек для бензобаков. Четыре шкафчика-ниши в планширях и в приборной доске используются для хранения инструмента, запасных частей и мелких предметов снабжения. Имеется и носовой багажник, отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Попасть в него можно только через люк с герметичной крышкой, установленной на палубе перед лобовым стеклом. На стенках рубки предусмотрены крючки-вешалки для одежды.

Обшивка моторной лодки

Обшивка моторной лодки изготовлена из листов алюминиево-магниевого сплава толщиной 2 мм на днище (в носовой части - 2,5 мм) и 1,5 мм на палубе и бортах. Большинство соединений корпуса выполнены сварными и лишь в труднодоступных местах применена клепка. Продольные гофры по бортам, палубе, крыше и стенкам рубки позволили отказаться от продольного набора в этих конструкциях. Надежной выполнена конструкция транца, который рассчитан на два мотора мощностью по 25 л. с. С продольным набором днища транец соединен посредством трех бракеткниц; с бортами - стенками подмоторной ниши. Дубовая подмоторная доска дополнительно крепится к бортам при помощи угольников.

Комплект снабжения

В комплект снабжения, поставляемого вместе с мотолодкой, входят: забортный трап, якорь, насос, весло-гребок, брезент-кошма, спасательный линь, аптечка и якорный конец.

Ходовые качества

Представление о ходовых качествах мотолодки при различных вариантах установки подвесных моторов дает рис. 17. Экономичным вариантом можно считать эксплуатацию «Сарепты» с одним «Вихрем-30», под которым мотолодка с 4 чел. на борту устойчиво глиссирует со скоростью 30 км/ч. Расход горючего пои этом составляет 0.37 л/км. Если на «Сарепту» ставится «Вихрь» мощностью 20 л. с, то оптимальным является гребной винт с шагом 240-264 мм, позволяющий выйти на глиссирование с нагрузкой в 3 человека. При установке двух «Вихрей-М» (по 25 л. с.) со штатными винтами 240×300 мм с 4 людьми на борту мотолодка развивает скорость 46 км/ч при расходе горючего около 0,62 л/км.

Для участия в соревнованиях под двумя 20-сильными «Вихрями» были использованы двухлопастные гребные винты диаметром 230 и шагом 350 мм. С нагрузкой из 2 человек и 70 кг горючего на борту мотолодка развила максимальную скорость 53,3 км/ч.

Рис. 17. Зависимость скорости мотолодки «Сарепта» от нагрузки G и водоизмещения D с различенными подвесными моторами
1 - два мотора «Нептун-23»
2 - два мотора «Вихрь»
3 - один мотор «Вихрь-30»
4 - один мотор «Вихрь-М»