Устройство поршней лодочных моторов "Вихрь"
Поршни лодочных моторов "Вихрь" отливаются из специального алюминиевого сплава с большим добавлением кремния для лучшего сохранения сложной по форме геометрии образующей, которая представляет собой две конические и цилиндрические поверхности с жесткими размерами их совпадения. Это при правильных условиях эксплуатации и надежной системе охлаждения исключает случаи "прихвата" и заклинивания поршней.
Поршни мотора "Вихрь" на своей головке имеют гребень, необходимый для направления потока топливной смеси при дефлекторной продувке (рис. 38). Поршни моторов "Вихрь-М(25)" и "Вихрь-30" имеют выступающую сферическую головку для лучшего перетекания топливной смеси при двухканальной возвратно-петлевой продувке (рис. 39).
Рис. 38. Поршень мотора "Вихрь-30" (а) и схема замеров образующей поршня (б)
Рис. 39. Сферическая головка на поршне
Заметим, что применение дефлекторной продувки на 20-сильном "Вихре" обусловило более высокий удельный расход топлива (90 г на 1 л.с. в час), чем при возвратно-петлевой двухканальной у "Вихря-30". В каждой канавке на поршне установлено по одному стопору (на рис. 42 показан стрелкой), препятствующему провороту во избежание попадания стыка кольца в окно гильзы, что может привести к большим разрушениям в двигателе.
Сняв блок цилиндра, нужно вынуть и тщательно осмотреть и даже обмерить поршни, кольца и палец двигателя. Чтобы удобнее было снимать поршни, целесообразно воспользоваться двумя простейшими приспособлениями "вилка", сделанными из любого дерева либо нескольких слоев фанеры и т. п. (рис. 40). Толщина "вилок" должна быть различна, так как положение поршней от торца картера тоже различно.
Рис. 40. Упоры для поршней, служащие для облегчения надевания блока цилиндров. Толщина одного упора — 9 мм, другого — 50 мм. Материал — дерево, текстолит.
"Вилку" кладут на верхний торец картера, между ним и "низом" поршня, центруя по пазу для стебля шатуна. Так удобнее поочередно с помощью винтового приспособления вынуть поршневые пальцы, предварительно убрав стоящие в канавках стопорные кольца, и затем с помощью другого приспособления (рис. 41) вынуть сам палец.
Рис. 41. Винтовое приспособление для выпрессовки поршневого пальца. 1 — рукоятка; 2 — винт М16; 3 — планка; 4 — втулка М16; 5 — лента (сталь, латунь); 6 — шток; 7 — штифты
Ни в коем случае нельзя пользоваться выколотками и ударять молотком, поскольку вибрация от ударов передается через тело шатуна на стоящие в его большой головке ролики алюминиевого сепаратора, что ведет к нарушению их рабочих поверхностей. Можно попробовать выдавить поршневой палец большим пальцем руки, но без каких-либо ударов.
Сняв палец и освободив поршень, его нужно очистить салфеткой от масла и мягких нагаров, промыть в керосине, бензине и внимательно осмотреть — нет ли на нем широких продольных (по всей длине) полос нагара черного цвета (от верхней канавки под поршневое кольцо до нижнего торца), что свидетельствует об увеличении зазора, уменьшении компрессии и, следовательно, потере мощности. Такой поршень нужно обмерить по трем диаметрам и при несоответствии табличным значениям его группы (номер группы выбит клеймом "0", "1, "2" на головке поршня) заменить.
Внимание: Узкие сквозные полоски черного цвета браковочными признаками не являются.
Хороший поршень на расстоянии 20-30 мм от нижнего торца должен быть засветлен сплошной круговой полосой от натертости стенкой цилиндра, как показано на рис. 42.
Рис. 42. Сплошная круговая полоса на поршне от натертости стенки цилиндра
Для деления поршней на группы замеряют диаметр D2 (самый удобный) на расстоянии 49 мм от нижнего торца, кроме этого, поршни делят на три группы по диаметру под поршневой палец. Каждую группу отверстий маркируют цветной краской на бобышке поршня.
Группы отверстий
Цвет метки |
Диаметр, мм |
Зеленый |
16.012-16.005 |
Белый |
16.005-16.000 |
Красный |
16.000-15.995 |
Поршни двигателей "Вихрь-М(25)" и "Вихрь-30" отличаются не только диаметром, но и шириной канавки под поршневые кольца. На поршнях 25- и 30-сильных моделей лодочных моторов применяют кольца шириной 2.5 мм. Торцевой зазор между кольцом и стенкой канавки у модели "-25" составляет 0.1 -0.01 +0.05 мм (ширина канавки 2.6+02 мм).
На "Вихре-30" применяются поршни с шириной канавки под поршневое кольцо 2.66+0.02.
Нормы износа поршней
Группа |
"Вихрь-М(25)" |
"Вихрь-30" |
0 |
66.81 |
71.80 |
1 |
66.80 |
71.79 |
2 |
66.79 |
71.78 |
Замер нужно производить по юбке поршня на расстоянии 10-15 мм от нижнего торца.
Заменять изношенные поршни рекомендуется при диаметрах, меньше указанных выше. Следует иметь в виду, что группы поршней (номер выбит на головке поршня) не являются ремонтными, они введены для более точного подбора минимального зазора в цилиндре нового двигателя. Если разница диаметров поршня и цилиндра на расстоянии 20 мм от нижнего торца поршня не превышает 0.2-0.3 мм, поршни можно продолжать эксплуатировать. У новых эта разница составляет 0.12-0.14 мм.
Если на поршне будут обнаружены следы "наволакивания" в продольном направлении, значит он был недостаточно хорошо обкатан и при нагреве ему было "тесно" в цилиндре. Для сохранения этого поршня следы наволакивания можно зачистить острым шабером и мелкой шкуркой, важно, чтобы вследствие этого не образовались глубокие продольные борозды, которые приводят к прорыву газов. Размеры (диаметры) поршней (места замера диаметров показаны на рис. 40).