К настоящему времени известно несколько конструкций управляемых транцевых плит, привод которых может быть механическим с ручным управлением, электромеханическим и электрогидравлическим (рис. 98).
Рис.
98. Управляемые транцевые плиты с гидравлическим приводом.
1 -
алюминиевая плита; 2 - обтекатель из пружинящей пластины; 3 - пластиковый
шарнир; 4 - основание, крепящееся к транцу; 5 - кронштейн; 6 - масляный
трубопровод; 7 - гидроцилиндр; 8 - магниевый протектор.
В частности, широкое распространение получили управляемые плиты «Bennett Trim Tabs» с гидроприводом для различных по длине лодок.
Особую категорию составляют автоматические транцевые плиты. Угол отклонения этих плит изменяется автоматически в зависимости от дифферента катера и скоростного напора. Эта обратная связь обеспечивает оптимальное управление дифферентом в расчетном диапазоне скоростей. Схемы такого рода, используемые зарубежными фирмами, а также изготовленная на этом принципе плита показаны на рис. 99.
Рис.
99. Транцевые плиты с автоматическим изменением угла установки:
а -
«тяжелые» плиты «Аква-Стабс»; б - плита «Ден Оуден», 1 - плита; 2 - ось
вращения; 3 - упор-ограничитель на кронштейне; 4 - регулируемое звено.
Эти системы обладают тем преимуществом, что не требуют механизмов для дистанционного управления. Транцевые плиты «Аква-Стабс», запатентованные в США, предназначены для улучшения стартовых свойств глиссирующих катеров. Ось вращения плиты 2 расположена на некотором расстоянии от транца таким образом, что на стоянке и малом ходу передняя кромка плиты упирается в упоры 3, имеющиеся на продольных стенках.
В момент, когда катер получает ход, плита расположена под большим углом атаки, и подъемная сила действует в основном на переднюю часть плиты, поднимая корму катера. При повышении скорости точка приложения гидродинамической силы постепенно смещается назад и отклоняет плиту в оптимальное для полного хода положение. При установке таких плит существенно сокращается период разгона катера и экономится моторесурс двигателя. Положение упора 3 и оси вращения подбирается опытным путем. Плиты этой конструкции изготовляются «тяжелыми» с утолщением в кормовой кромке.
Существует несколько практических правил для приближенного определения размеров плит:
Длина от транца до задней кромки транцевой плиты |
легкие быстроходные катера, которые незначительно изменяют дифферент |
2 % длины по ватерлинии |
тяжелые катера, сильно изменяющие дифферент |
3 % длины по КВЛ | |
средние катера | 2,5 % длины по КВЛ | |
Ширина вдоль транца | легкие катера | 2 плиты по 1/5 наибольшей ширины по КВЛ |
тяжелые катера | 2 плиты по 1/4 наибольшей ширины по КВЛ | |
при очень сильном изменении дифферента |
транцевые плиты во всю ширину транца при длине, равной 3 % длины по КВЛ |