animateMainmenucolor
Главная / Лодки / Рабочие лодки / Непотопляемость лодки / Лодка с отсеками плавучести открытого типа

Лодка с отсеками плавучести открытого типа

Предложено оригинальное решение, позволяющее обеспечивать непотопляемость лодок L≤7-9 м (патент RU 2314966 С2) (Рис. 69). В нём используется система продольных и поперечных переборок, образующих отсеки, не замкнутые в своей нижней части. В случае заливания лодки водой, в верхней части отсеков образуются воздушные «подушки», препятствующие затоплению лодки, выходу из них воздуха препятствуют водяные затворы, образуемые в нижней части отсеков влившейся водой. Подобная конструкция позволяет создать легкую и прочную лодку, обеспечив в то же время лёгкий доступ внутрь отсеков плавучести. Для увеличения объема плавучести за счёт снижения давления в отсеках в корме лодки делается широкий шпигат, обеспечивающий слив «избыточной» воды.


Рис. 69. Лодка с отсеками плавучести «открытого» типа.

Стоит также учесть, что увеличение высоты надводного борта приводит также и к тому, что длина вёсел, и соответственно их масса будут увеличиваться. А рабочая шлюпка, хотя и не спортивная лодка для чемпионских заездов, но на вёслах должна ходить обязательно. Многие рабочие шлюпки эксплуатируются исключительно на вёслах. Потому вёсла должны быть лёгкими и компактными.

Из приведенных выше рассуждений следует, что при В≥1,5-2 метра (какой может быть наибольшая ширина, мы расскажем ниже) лодка должна иметь небольшую Нб=0,5-0,8 м, редко (для лодок L=8-14 м) 1,0-1,2 м.

Лодка, как уже говорилось, должна обладать хорошей начальной остойчивостью (при углах крена до 10°-15°). Это обусловлено как малой высотой борта, так и вопросами эргономики и техники безопасности. Дело в том, что зачастую падение человека за борт, со всеми дальнейшими последствиями, чаще происходит с круглоскулых судов, обладающих хорошей остойчивостью на больших, а не на малых углах крена, т.е. с судов, которые трудно опрокинуть, но легко накренить. При проходе людей вдоль борта, при скоплении их на борту (а какая же это рабочая шлюпка, если 2-3 здоровых мужчины с инструментами не могут разместиться у борта),такое судно кренится на 15°-20°.