Мотолодка Неман
Моторная лодка"Неман" - первая отечественная
мотолодка из легких сплавов штамповано-сварной конструкции,
выпускавшаяся небольшой серией в 1970-74 годах. Имела остроскулые обводы с
плоским днищем и была рассчитана на подвесные моторы мощностью от 8 до 20 л. с.
Для повышения остойчивости снабжалась бортовыми булями, увеличивающими ширину
корпуса в корме до 1,4 м.
Технические характеристики моторной лодки Неман
Длина наибольшая, м |
3,80 |
3,58 |
Ширина наибольшая, м |
1,40 |
1,30 |
Высота борта на миделе, м |
0,75 |
0,55 |
Угол килеватости днища на транце |
8° |
2° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг |
130 |
110 |
Грузоподъемность, кг |
400 |
300 |
Пассажировместимость, чел. |
4 |
4 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. (кВт) |
30 (22,1) |
20 (14,7) |
Скорость хода, км/ч: |
с полной нагрузкой |
37,9 |
34 |
максимальная |
43,2 |
40 |
Кокпит
Несмотря на небольшие размеры, «Неман» имел традиционную
планировку глиссирующей мотолодки: запалубленную носовую часть,
ветровое стекло, подмоторную нишу-рецесс.
Кокпит оборудовался
двумя поперечными жесткими сиденьями, под которыми размещались багажники. Для
обеспечения непотопляемости вдоль каждого из бортов под планширем, а также под
палубой в носу и корме были прикреплены пенополистироловые блоки плавучести.
Несмотря на небольшие размеры, «Неман» имел традиционную планировку
глиссирующей мотолодки: запалубленную носовую часть, ветровое стекло,
подмоторную нишу-рецесс. Кокпит оборудовался двумя поперечными жесткими
сиденьями, под которыми размещались багажники. Для обеспечения непотопляемости
вдоль каждого из бортов под планширем, а также под палубой в носу и корме были
прикреплены пенополистироловые блоки плавучести.
Корпус
Корпус
моторной лодки изготовлялся из
алюминиево-магниевого сплава АМг5М с применением холодной штамповки и
прессования. Толщина обшивки днища, бортов и транца - 2 мм; палубы - 1,5 мм.
Днище и кормовая часть бортов отштампованы из одного листа; в качестве ребер
жесткости на днище использованы продольные гофры. Масса корпуса - 100 кг.
Поперечный набор состоит из семи флоров, приваренных к обшивке днища.
На испытаниях лодка под мотором «Ветерок-12» с 2 людьми на борту развила
скорость свыше 30 км/ч.
«Неман» снабжался распашными дюралевыми
веслами с уключинами, что делало эту лодку удобной для рыбной ловли. Сиденья и
пайолы изготовлены из деревянных реек.
Эксплуатация лодки
допускается во всех водоемах, включая морскую прибрежную зону, при удалении от
берега не более 1 км и высоте волны до 0,25 м.
Мотолодка "Неман-2"
Мотолодка "Неман-2" (рис. 1) является дальнейшим развитием
лодки "Неман-2" с целью повышения ее мореходных качеств,
комфортабельности и улучшения внешнего вида. "Неман-2" имеет ограждение кокпита
в виде фальшборта, расположенного выше линии слома на борту, и ветровое стекло
панорамного типа. Для пассажиров предусмотрены две жесткие поперечные банки
(кормовая является крышкой рундука). Для размещения багажа можно использовать
форпик и пространство под носовой банкой. В корме выгорожена самоотливная ниша
для подвесного мотора.

Рис. 1. Теоретический корпус
мотолодки "Неман-2"
Корпус
Корпус лодки имеет остроскулые глиссирующие обводы с
развертывающейся на плоскость поверхностью днища. Угол килеватости днища на
миделе 16°, у транца - 8°.
Корпус штамповано-сварной конструкции из
сплава АМг5; толщина наружной обшивки днища - 2 мм, бортов и палубы - 1,5 мм.
Днище подкреплено продольными стрингерами, опирающимися на навесные
флоры.
Конструкция
Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными в носу
под палубой и в корме в районе подмоторной ниши.
По своей конструкции
лодка «Неман-2» является неприхотливым и экономичным судном, пригодным для
эксплуатации в акваториях с морской водой. Значительная килеватость днища
позволяет преодолевать волну высотой до 0,5 м без существенного снижения
скорости и при умеренных ударных перегрузках. Лодка обладает хорошей
приемистостью и выходит на глиссирование с подвесным мотором «Ветерок-12». Ее
можно эксплуатировать и под 8-сильным «Ветерком», если выход планируется
налегке, например, на рыбалку, когда достаточна скорость 20
км/ч.