animateMainmenucolor

Каналы и шлюзы

Основные термины

Канал - это искусственный водовод с руслом в земляной выемке (насыпи), предназначенный для судоходства. По своему назначению каналы могут быть соединительные, обходные и подходные.

Соединительные каналы предназначены для соединения водным путем либо рек разных бассейнов, либо рек, озер и морей. Как правило, такие каналы имеют шлюзы.

Обходные каналы служат для обхода крупных озер, на которых плавание судов во время сильных штормов опасно, порожистых участков рек, а также центральных частей больших городов и т.п..

Подходные каналы обеспечивают подход судов к шлюзам, портам, промышленным предприятиям и населенным пунктам.

По способу питания каналы делятся на самотечные и с искусственным питанием.

Самотечные каналы заполняются и питаются водой непосредственно из реки и озера. Вода при этом поступает в канал самостоятельно (самотеком). Каналы с искусственным питанием обеспечиваются водой из источника при помощи насосов, путем накачки ее в водоразделительный бьеф, откуда вода в русло канала поступает самотеком. К основным гидротехническим сооружениям, необходимым для эксплуатации канала, относятся аварийные ворота, водосбросы, водоспуски и шлюзы.

Аварийные ворота служат для выключения отдельных участков канала в случае аварии или для ремонта.

Аварийные водосбросы предназначены для сброса воды из канала в случае его переполнения.
Водоспуски предусмотрены для опорожнения (осушения) канала через специальные трубы, закладываемые в дамбы ниже уровня воды.

Шлюз - это гидротехническое сооружение для перемещения судов с одного уровня воды на другой (рис. 146). Акватория выше шлюза называется верхним бьефом, ниже шлюза - нижним бьефом. Разность уровней воды этих бьефов называется подпорным уровнем воды. Принципиальная схема для шлюзов (рис. 145) практически одинакова с небольшими отличиями.

Рис. 145. Схема шлюза.

Рис. 146. Шлюз.

Наполнение и опорожнение камеры водой происходит самотеком при помощи специальных водопроводных устройств (каналов). Во время наполнения (опорожнения) камеры ворота шлюза закрыты. При открытии ворот они заподлицо входят в специальные ниши - шкафы. Порог, к которому примыкают ворота, называется королем. Глубина в шлюзе отсчитывается от короля. Продольные стенки камеры шлюза устраиваются вертикальными или откосными. Причальные устройства в камерах могут быть неподвижными или подвижными.

К неподвижным причальным устройствам относятся тумбы и рымы. За тумбу судно швартуется канатом, путем надевания на него огона. По мере наполнения камеры канат подбирают, а при опорожнении - потравливают. Неподвижные рымы предназначены для того, чтобы швартовные канаты без натяжения перекладывать с рыма на рым. Расстояние по вертикали между рымами не более 1,5 метра. При больших напорах воды на стенках устанавливаются подвижные устройства - плавучие рымы.

Плавучий рым - это большой цилиндрический поплавок, который поднимается и опускается вместе с уровнем воды в специальной шахте. В верхней части поплавка имеется крюк, за который и швартуются суда. Шлюзы бывают однокамерные и многокамерные, в зависимости от величины подпорного уровня воды. Шлюзы имеются не только в каналах, но и на реках.