Для постройки
корпуса лодки теоретический чертеж нужно
сделать в натуральную величину. Такой чертеж называется
плазовой разбивкой
или плазовым чертежом; его
вычерчивают на ровном деревянном полу или на больших фанерных листах — плазе.
Отклонения при выполнении плаза и снятии с него шаблонов не должны превышать 1-2
мм. Для того чтобы перейти от теоретического чертежа, выполненного при
проектировании в масштабе, к плазовому, составляется таблица плазовых ординат. В
этой таблице ординаты указываются в натуральную величину, т. е. размеры, снятые
с теоретического чертежа, умножаются на его масштаб. Ординаты задаются для всех
кривых линий теоретического чертежа по шпангоутам и группируются по проекциям.
Водной группе задаются высоты от основной линии шпунта (клинообразная выемка в
киле и форштевне для притыкающихся к ним досок обшивки), батоксов, борта при
палубе, скулы, киля; в другой группе — полушироты (от диаметральной плоскости,
далее — ДП) ватерлиний, линий скулы и борта при палубе; ординаты рыбин.
Некоторые размеры, например размеры для построения очертаний штевней и
плавников, не включаются в таблицу плазовых ординат, а обычно указываются на
самом теоретическом чертеже.
Разумеется, чтобы пользоваться таблицей плазовых ординат, надо
знать, на каких расстояниях одна от другой расположены секущие плоскости, т. е.
расстояние между шпангоутами — шпацию, а также расстояние между ватерлиниями и
между батоксами.
Известно, что положение любой точки в пространстве однозначно
определяется тремя координатами относительно трех взаимно перпендикулярных
базовых плоскостей. Таблица ординат и представляет собой набор координат, с
помощью которых задается положение большого количества точек, фиксирующих в
пространстве положение поверхности корпуса судна. Таким образом, цифрами, в
очень удобной табличной форме, может быть «запрограммирована» сколь угодно
сложная форма корпуса. Для постройки лодки практически нужна
только одна проекция теоретического чертежа — «Корпус» и очертания штевней.
Проекции «Полуширота» и «Бок» используются только для согласования линий.
Для экономии места на плазе можно вычерчивать проекции
«Бок» и «Полуширота» одну на другой. Хорошо, если линии будут различного цвета.
На проекции «Корпус» должны быть вычерчены ветви шпангоута правого и левого
бортов. Шпангоуты лучше объединить (по цвету линий) в носовую и кормовую группы
(считая от миделя).
Использование неточно построенного теоретического чертежа может
привести к переделкам. Располагая плазовой разбивкой, строитель может на ней
изобразить в натуральную величину любую деталь корпуса. Таких деталей немного.
Это в первую очередь киль, форштевень, ахтерштевень, транец, кнопы, кницы
идейдвудные брусья. Все это составляет закладку судна. Названием своим закладка
обязана тому, что в собранном виде она образует как бы основание всего набора —
скелет судна. Высоту киля обычно указывают на конструктивном чертеже в
нескольких сечениях, ширину берут с учетом полушироты по шпунту из таблицы
плазовых ординат. Поперечное сечение киля, как и всякой другой продольной связи,
легко построить прямо на проекции «Корпус» на любом теоретическом шпангоуте. Для
расчета шпунта на форштевне нужно использовать другую проекцию — «Полушироту»,
на которой в истинном виде представляются сечения форштевня по ватерлиниям.
Пользуясь разметкой на плазе, делают шаблоны, по
которым легко разметить детали закладки на деревянных заготовках, а затем и
обработать их в «чистый размер», точно соответствующий теоретическому чертежу.
На плазе вычерчивают и другие детали сложной формы, например фундаментные брусья
под двигатель (предварительно нужно наметить положение оси вала), уточняют
положение продольных связей и изображают их поперечные сечения на шпангоутах
(если надо сделать в поперечном наборе соответствующие вырезы — пазы для прохода
стрингеров).
Полностью вычертить теоретический чертеж даже
небольшой лодки в натуральную величину судостроитель-любитель
может далеко не всегда, так как для этого необходимо иметь довольно большое
свободное,помещение, соответствующие инструменты: длинные гибкие рейки —
правила, прижимы — крысы для фиксации положения изогнутых реек и т. д., а самое
главное — достаточные навыки. Имея таблицу ординат, можно ограничиться разбивкой
только одной, самой необ ходимой и небольшой по площади проекции — «Корпус»,
нанеся ее на лист плотной бумаги, который легко сворачивать в рулон и убирать на
время перерывов в работе. Если на таком импровизированном плазе вычертить еще
обвод форштевня и угол наклона транца, этого будет достаточно для сборки
корпуса.
Но обойтись разбивкой одной проекции «Корпус» можно только втом
случае, если на теоретическом чертеже будут построены практические шпангоуты,
которые входят в набор корпуса лодки. Если же шпангоуты теоретического чертежа
не будут совпадать с практическими шпангоутами, приходится разбивать на плазе по
крайней мере еще одну проекцию — «Полушироту». Разметив на проекции «Полуширота»
положение практических шпангоутов в соответствии со шпацией, заданной
конструктивным чертежом (чертеж, на котором изображены все узлы и детали
конструкции корпуса с основными размерами), снимают с нее ординаты ватерлиний по
этим шпангоутам и переносят их на проекцию «Корпус». Для того чтобы при
постройке судна выдержать обводы по теоретическому чертежу (а только тогда
качество и вид судна будут соответствовать запроектированным), необходимо знать
правило о положении теоретических линий конструктивных элементов корпуса.
Теоретической линией называется линия поверхности
конструктивного элемента, совпадающая с линией теоретического чертежа. Такими
линиями для деревянного судна с дощатой или реечной обшивкой являются:
- линия наружной поверхности обшивки; при изготовлении шпангоутов, штевней и
киля толщина обшивки должна откладываться внутрь от теоретических линий этих
элементов;
- линия внутренней поверхности настила палубы, иначе говоря, верхняя кромка
бимса, совпадающая с линией бимса теоретического чертежа;
- линия кормовой кромки носовых шпангоутов и носовой кромки кормовых
шпангоутов;
- при изготовлении шпангоутов и переборок по плазо-вой разбивке (за вычетом
толщины обшивки) необходимо точно соблюдать правило теоретических линий, тогда
снятие малки (срезание угла) при установке обшивки не приведет к изменению
обводов;
- линия кромки карленгсов и стрингеров, обращенная кДП.
При разбивке плаза фанерных и пластмассовых
лодок, как правило, толщину обшивки учитывать не надо, т. е. обводы
шпангоутов являются и теоретическими линиями (при отступлении от этого общего
правила в таблице ординат должно быть соответствующее указание). На плазовом
чертеже пробивают все теоретические линии элементов конструкций и уже по ним
снимают необходимые размеры и шаблоны. Изготовить детали точно по плазовому
чертежу — это еще не все. Нужно их правильно поставить на место, т. е. закрепить
каждую деталь так, чтобы ее положение относительно трех базовых плоскостей:
основной (по высоте), диаметральной (по ширине) и мидель-шпангоута (подлине) —
строго соответствовало теоретическому чертежу и плазовой разбивке. Поэтому при
заготовке на детали переносят с плазового чертежа положение контрольных линий:
ДП, ватерлинии или каких-то дополнительных, параллельных им линий с указанием
расстояния до них. Подлине, например, положение детали вполне определяется
номером шпангоута; если этого недостаточно, указывается расстояние до ближайшего
шпангоута.