Водометный движитель
Водомет Аламарин 230 уже снят с производства, но поставляется под старые проекты, на которых они были установленны. Ему на замену пришел новый водомет Alamarin Jet 245.
Водомет Alamarin Jet 230 компактен, имеет простую конструкцию, малый вес. Водомет практически полностью находится за кормой судна, что позволяет уменьшить длину моторного отсека и увеличить длину каюты или кокпита.
Водомет Alamarin Jet 230 используется для спасательных и прогулочных катеров, полицейских и военных катеров, катеров береговой охраны, таможенной службы.
Система водометного движителя
Основные части: входной блок, импеллер, сопло, рулевое и управляющее устройство.
Входной блок, состоит из входного канала, крепежной детали и входного фильтра. Задача входного блока направить забортную воду к зоне разряжения импеллера с наименьшими потерями.
Импеллер, вращающаяся за счет приводного вала мотора, увеличивает мощность водного потока.
Сопло преобразовывает энергию давления, созданную импеллером, в энергию движения. Рулевое устройство, служит для изменения направления реактивной струи, исходящей из сопла. Это создает осевое давление, приводящее к движению судна. Управляющее устройство. Судно поворачивает за счет изменения положения дефлектора. Водометный движитель устанавливается с наклоном 4? вниз, так, что осевое давление направляется вперед и вниз. Реверсивный дефлектор также используется для остановки судна.
Технические характеристики водомета Alamarin Jet 230:
Модель |
Alamarin Jet 230 |
Бензиновый двигатель | 75 – 300 л.с. 3300 – 4300 об/мин |
Дизельный двигатель | до 240 л.с. 3300 – 4300 об/мин |
Вес судна | 1000 – 3000 кг |
Вес водомета | 77 кг |
Управление реверсом | Гидравлическое |
Кавитация
Наиболее распространенным проявлением неисправности водометных движителей является появление кавитации. Это заметно на высоких оборотах двигателя. Кавитация возникает, когда локально падает давление воды, вода на лопастях импеллера испаряется, образуя пузырьки пара. Это заметно ухудшает работу и повреждает крыльчатку.
Кавитация слышна как звук кипения. Любой фактор, препятствующий свободному протеканию воды через водометный движитель, увеличивает риск кавитации. Если возникла кавитация, выполните проверки.
Необходимые проверки: - не засорен ли фильтр (травой, тростником, пластиком, камнями);
- не содержат ли статор, сопло или импеллер посторонних объектов (веревка, тростник, намотанные на ведущий вал, камни);
- нет ли во входном блоке утечки воздуха, не слишком ли слабо или чересчур плотно закрыт смотровой люк;
- не поврежден ли импеллер, лопасти импеллера должны быть гладкими, без острых зазубрин.
Обслуживание
Водометный движитель имеет достаточно простую конструкцию, что позволяет обслуживать его с минимальными затратами и непосредственно на берегу.
- Смазка концевого подшипника. Периодичность смазки: 50 ч. Смазка: FAG Load 220, FAG Multi2, Wurth Multi-Purpose Grease, Mobil XHP 222, Neste Allrex EP2, Shell Retinax Grease EP2. Количество смазки: 10-15 порций на смазку. Устройства без масленки имеют водную смазку концевого подшипника. ВАЖНО! НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОНЦЕВОЙ ПОДШИПНИК СУХИМ!
- Смазка переднего подшипника. Масленка переднего подшипника расположена в моторном отсеке. Масленка и трубка могут быть размещены в более доступном месте. Чрезмерная смазка невозможна. Корпус подшипника требует примерно 85 порций смазки, а сам подшипник - примерно 7 порций. Корпус подшипника содержит достаточно смазки, когда смазка видна через смотровой люк на выходе ведущего вала. Водяная смазка концевого подшипника. ВАЖНО! НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЕДНИЙ ПОДШИПНИК СУХИМ! Если подшипник изношен, в устройстве возникает дополнительная вибрация и импеллер производит клацающий звук. При этом импеллер изнашивается и его эффективность падает. При появлении вышеописанных симптомов подшипник следует заменить.
- Узлы управляющего блока. Узлы управляющего блока сделаны из нержавеющей стали и содержат пластмассовые подшипники, смазанные водостойким смазочным материалом. После использования водометного движителя в морской воде, рекомендуется ополоснуть его в пресной воде.
Импеллер
Импеллер обычно начинает изнашиваться с внешних кромок лопастей. Импеллер работает в конусообразном пространстве и его положение может быть смещено вдоль вала.
Для достижения максимальной эффективности, зазор между внешними кромками лопастей и конусом должен быть минимальным, насколько это возможно (не более 0,2 мм). При зазоре 0,4 мм начинается кавитация.
Важна форма кромок лопастей импеллера. Поврежденные кромки приводят к возникновению кавитации. Кромки лопастей могут быть восстановлены путем тщательной рихтовки повреждений, вызванных большими камнями, и жидкостно-пескоструйной чисткой кромок. Передний угол не должен быть заострен, его толщина и радиус должны оставаться примерно 2 мм.
Опции:
- Водозабор из стеклопластика (дешевле, чем алюминиевый).
- Управление газ-реверсом.
- Рулевое управление, штурвал.
- Соединительная муфта.
- Охлаждение двигателя от водомета с фильтром забортной воды.