На работу Вашего судна влияет много факторов, но одними из
наиболее значимых, пожалуй, будут гребные винты, уступая лишь
мощности двигателя. Правильно подобранный гребной винт обеспечит Вам приятное,
комфортное и плавное передвижение, снизит эксплуатационные расходы путем
уменьшения расхода топлива и продления ресурса двигателя, оптимизирует ускорение
и в то же время обеспечит безопасное движение.
Гребной винт влияет на поведение Вашего судна
в воде так же как колеса на ход автомобиля на дороге. Таким образом,
гребной винт является своеобразным связующим звеном между Вашим двигателем и
непосредственно водой. Поэтому выбор винта является одним из определяющих
факторов для достижения оптимальной работы судна.
 |
Шаг винта — это
расстояние, пройденное винтом в осевом направлении за один оборот. Если
винт имеет характеристику 13 3/4×21, то это значит, что его диаметр 13 3/4
(35 см) и шаг — 21 (53 см). Таким образом, теоретически этот винт проходит
расстояние 21" (53 см) за один оборот. Изменение шага винта в некоторой
степени эквивалентно изменению передаточного отношения. Если Вы хотите,
чтобы двигатель имел заданное число оборотов, то имейте ввиду, что чем
быстрее движется судно, тем больший шаг винта необходим. |
 |
Увод лопасти винта — это угол между
задней кромкой лопасти винта и перпендикуляром к оси ступицы. Как правило,
стандартные винты для подвесных и стационарных двигателей имеют увод
лопасти равный 150. Более эффективные гребные винты имеют переменный увод
лопасти, доходящий до 3000 у периферии лопастей. Больший увод лопасти
гребного винта обеспечивает лучшую работу в ситуации, когда лопасть винта
встречает сопротивление поверхности воды. На более легких и быстрых лодках
больший увод лопасти позволит поддерживать оптимальное положение лодки, и
как результат увеличить максимальную скорость и снизить гидравлическое
сопротивление. Однако, для некоторых легких и быстрых катеров слишком
большой увод лопасти может способствовать их меньшей стабильности на воде,
в этом случае лучше выбрать гребной винт с меньшим уводом лопасти. |
 |
Гребной винт с одной
лопастью будет наиболее эффективен в том случае, если вибрация не особо
Вам досаждает. Если же Вы хотите достичь баланса между эффективностью и
вибрацией, Вам следует выбрать двухлопастной винт. Чем больше лопастей,
тем меньше эффективность винта, но в то же время плавнее работа.
Большинство винтов идут с тремя лопастями для достижения оптимального
уровня вибрации, размеров, эффективности и стоимости. Разница в
эффективности между двух- и трехлопастными винтами практически не заметна,
а вот разница в уровне вибрации ощутимая. Практически все скоростные винты
трех- или четырехлопастные. |
Не позволяйте поврежденному винту нарушать Ваши планы. Всегда держите
запасной винт на борту лодки.